
Здравствуйте, уважаемые посетители и читатели сайта «Заметки электрика».
Речь в данной статье пойдет о реле контроля фаз типа ЕЛ-11, ЕЛ-12, ЕЛ-13, а также модернизированных его моделей ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ.
Эти реле еще называют реле контроля трехфазного напряжения.
Впервые с этими реле я столкнулся недавно, потому как широкого распространения в цепях релейной защиты и автоматики они не получили. Для этих целей мы используем более простые и не менее надежные электромеханические реле.
А тут на днях коллега по «цеху» попросил проверить реле контроля фаз ЕЛ-11, которое было установлено у него в схеме АВР (автоматического ввода резерва) на вводе административного здания. По его словам реле контроля фаз работало не правильно, а скорее всего совсем не работало.
По приезду на место его установки, я обнаружил, что реле трехфазного напряжения действительно работало не правильно, т.е. светодиод «сеть» на реле не горел, хотя все три фазы (А, В, С) приходили на реле.
Еще можно было проверить чередование фаз, но мой коллега убедил меня, что никаких ремонтов не производили и фазировка не менялась.
Мною было предложено проверить это реле на стенде нашей электролаборатории и, если оно неисправно, то заменить его.
Ну раз реле мы сняли, то и схему АВР перевели из автоматического режима в ручной. Но об этом мы поговорим в следующих статьях, например, читайте про самую простую схему АВР. Если не хотите пропустить выход новых статей на сайте, то пройдите простую процедуру подписки. Форма подписки находится в конце каждой статьи и в правой колонке сайта.
Назначение реле контроля фаз
Реле ЕЛ-11, ЕЛ-12, ЕЛ-13, ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ применяют для:
-
контроля повышения или понижения трехфазного напряжения
-
контроля обрыва фазы питающего трехфазного напряжения
-
соблюдения порядка чередования фаз питающего трехфазного напряжения
-
контроля несимметрии трехфазного напряжения питающей сети
-
защиты нагрузки, в том числе и асинхронных двигателей
ЕЛ-11 и ЕЛ-11МТ используются чаще всего для защиты источников питания и преобразователей электрической энергии, генераторов, а также в схемах АВР (автоматического ввода резерва).
ЕЛ-12 и ЕЛ-12МТ используются чаще всего для защиты электродвигателей кранов мощностью не более 100 (кВт).
ЕЛ-13 применяется в качестве защиты реверсивных электрических приводов мощностью не более 75 (кВт).
А теперь подробнее разберем каждый тип реле в отдельности.
Технические характеристики ЕЛ-11, ЕЛ-12 и ЕЛ-13
Технические характеристики приведены в таблице ниже (при нажатии на картинку она увеличится).
Это табличка с данными по коммутационной способности этих реле.
А вот их габаритные размеры.
Установка реле контроля фаз ЕЛ-11, ЕЛ-12 и ЕЛ-13
ЕЛ-11, ЕЛ-12 и ЕЛ-13 крепятся двумя способами. Первый способ крепления осуществляется с помощью двух крепежных винтов М4.
Второй способ крепления более удобный по моему мнению — это крепление на DIN-рейку.
Кстати, в паспорте на это реле сказано, что у него допускается произвольное пространственное положение.
В общем, хоть «вверх ногами» его устанавливай.
Подключение и схема реле ЕЛ-11, ЕЛ-12 и ЕЛ-13
Подключение реле контроля трехфазного напряжения типа ЕЛ-11, ЕЛ-12 и ЕЛ-13 осуществляется с помощью проводов под зажимы. Под каждый зажим допустимо подключать, либо один провод сечением 2,5 кв.мм, либо два провода сечением до 1,5 кв.мм.
Напоминаю Вам, что я уже писал статью на тему как определить сечение провода по его диаметру. Можете почитать.
Чтобы все правильно подключить, необходимо знать схему. В принципе, производители позаботились о подсказке и изобразили схем подключения на самом корпусе реле.
При подключении реле необходимо соблюдать правильный порядок чередования фаз — А, В и С.
Кстати, при проверке этого реле я обнаружил, что на стенде у меня обратный порядок чередования фаз источника трехфазного напряжения. Вместо А, В, С на выводах фактически было С, В, А.
На днях сделаю маркировку фаз в виде наклеек.
Итак, для более наглядного представления работы этого реле я собрал следующую схему.
Так схема выглядит на стенде.
На зажимы (клеммы) А, В, С реле ЕЛ-11 подведено трехфазное напряжение ~ 110 (В) с правильным чередованием фаз.
Чтобы наблюдать работу выходных н.з. (1-2) и н.о. (3-4) контактов реле я подключил к ним светодиодные лампы СКЛ красного и зеленого цветов.
На н.з. (нормально-закрытый) контакт подключил зеленую лампу, а на н.о. (нормально-открытый) — красную.
Работа реле ЕЛ-11, ЕЛ-12 и ЕЛ-13
Рассмотрим несколько случаев работы реле контроля трехфазного напряжения.
1. Нет напряжения на зажимах реле А, В, С
При отсутствии питающего трехфазного напряжения на зажимах реле А, В, С красный светодиод «сеть» не горит. Контакт (1-2) замкнут, (3-4) разомкнут. Это отчетливо видно по лампам — горит зеленая лампа.
2. Есть напряжение на зажимах реле А, В, С
При подаче питающего трехфазного напряжения на зажимы реле А, В, С красный светодиод загорается. Контакт (1-2) размыкается, (3-4) замыкается. Опять же это хорошо видно по лампе — горит красная лампа.
3. Есть напряжение на зажимах реле А, В, С, но его параметры вышли за допустимые нормы
Рассмотрим случай, когда напряжение на зажимах реле контроля фаз А, В, С присутствует, но его параметры вышли за допустимые значения, которые указаны в технических характеристиках. В этот момент красный светодиод на лицевой панели реле контроля фаз гаснет, а контакт (1-2) замкнется и (3-4) разомкнется через промежуток времени, установленный с помощью регулятора.
У реле ЕЛ-11, ЕЛ-12 и ЕЛ-13 выдержку времени можно регулировать в пределе от 0,1 — 10 (сек).
После восстановления параметров сети, красный светодиод на лицевой панели реле контроля фаз снова загорается, контакт (1-2) размыкается, (3-4) замыкается, т.е. схема восстанавливается.
Как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», вообщем смотрите видео о принципе работы этого реле:
Дополнение: по просьбе читателей выкладываю функциональные схемы реле.
Это мы с Вами рассмотрели реле контроля фаз типа ЕЛ-11, ЕЛ-12 и ЕЛ-13. Теперь перейдем к их модернизированным «собратьям» типа ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ.
Технические характеристики ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ
Технические характеристики:
А вот их габаритные размеры.
Установка и подключение ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ
ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ крепятся, либо с помощью двух крепежных винтов, либо на DIN-рейку.
Подключение и схема реле ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ
Подключение реле контроля трехфазного напряжения типа ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ осуществляется аналогично.
Разница заключается лишь в маркировке зажимов. Вместо А, В, С в этих реле используется маркировка L1, L2, L3. Такая же ситуация и по контактам. Вместо н.з. контакта (1-2) используется (11-12), а вместо н.о. (3-4) — (21-24).
В принципе, производители опять позаботились о подсказке электрикам и нарисовали схему подключения реле прямо на его корпусе.
В качестве примера изобразили схему защиты двигателя с помощью реле контроля трехфазного напряжения.
А сейчас расскажу Вам работу этой схемы.
Питание электродвигателя осуществляется от сети трехфазного напряжения через плавкие предохранители. После предохранителей установлено реле контроля фаз ЕЛ-12МТ и силовые контакты магнитного пускателя (контактора) КМ. Управление контактором КМ осуществляется следующим образом.
Питание цепей управления в этом примере берется с двух фаз L1 и L2 (можно взять и другое линейное напряжение). Катушка контактора КМ должна быть выбрана на линейное напряжение сети, т.е. если линейное напряжение сети 380 (В), то и катушка КМ должна быть на 380 (В).
При нажатии на кнопку SB1 включается контактор КМ по цепи: фаза L1 — нажатая кнопка SB1 — нормально-закрытый контакт кнопки SB2 (стоп) — замкнутый контакт (24-21) реле контроля фаз ЕЛ-12МТ — катушка контактора КМ — фаза L2. Кнопку SB1 удерживать не нужно, т.к. при срабатывании контактора КМ его нормально-открытым контактом КМ шунтируется кнопка SB1.
Соответственно, контакт ЕЛ-12МТ (24-21) будет замкнут в том случае, если параметры питающей трехфазной сети удовлетворяют всем условиям, сказанным в начале этой статьи.
Например, двигатель работает в нормальном режиме. Вдруг пропала фаза питающего трехфазного напряжения. Реле через 2 (сек.) разомкнет контакт (24-21), катушка контактора КМ обесточится и разомкнет свои силовые контакты КМ. Двигатель отключится от сети.
При подключении реле ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ необходимо соблюдать правильный порядок чередования фаз.
Реле контроля трехфазного напряжения типа ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ имеют небольшие отличия от своих предшественников.
1. Регуляторы уставки срабатывания при повышенном и пониженном напряжении
На лицевой панели реле находятся 2 регулятора для регулирования уставки срабатывания реле при превышении и понижении напряжения питающей трехфазной сети.
Их пределы Вы можете посмотреть в технических характеристиках, про которые я писал чуть выше.
2. Регуляторы уставки выдержки времени при превышении и понижении напряжения
С помощью этих регуляторов Вы можете настроить конкретную выдержку времени срабатывания реле при превышении и понижении напряжения питающей сети. Все пределы регулирования по ним Вы найдете в технических характеристиках.
3. На лицевой панели реле находится 3 красных светодиода
На лицевой панели расположены 3 красных светодиода. При обрыве одной из фазы или нарушении порядка чередования фаз питающего трехфазного напряжения, загорается первый светодиод. Кстати, чуть не забыл сказать, что при обрыве или изменении порядка чередования фаз реле срабатывает с установленной (нерегулируемой) выдержкой времени 2 (сек).
При превышении напряжения больше уставки загорается второй светодиод. И наоборот, при понижении напряжения ниже уставки — загорается третий светодиод. Смотрите таблицу.
P.S. Думаю на этом можно и остановиться на знакомстве и изучении ЕЛ-11, ЕЛ-12, ЕЛ-13, ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ. Если у Вас возникли вопросы по этим реле или необходима помощь в их подключении, то пишите в комментариях. И еще, если статья показалась Вам полезной, то поделитесь ей с друзьями и коллегами в социальных сетях. Буду очень Вам благодарен.
Спасибо за статью, мужу очень понравилась.
Судя по прочитанным комментариям не все мужики печатать на компьютере не умеют, жены за них пишут «спасибо».
-»Мужики!!! Обучайтесь компьютерной грамоте, и Вы познаете столько интересного».
Добрый день!
Можете рассказать принцип работы указанной схемы на корпусе реле ЕЛ-12МТ (не совсем понятна её правая часть).
С уважением,
Алексей.
Алексей, Вашу просьбу учел. Дополнения внес в самой статье.
Дмитрий, а в чём заключалась неисправность реле?
Сгорели два добавочных сопротивления на входе реле. Я их перепаял и снова все заработало.
здравствуйте!
Рассмотрим случай, когда напряжение на зажимах реле контроля фаз А, В, С присутствует, но его параметры вышли за допустимые значения, которые указаны в технических характеристиках.
А случай когда напряжение исчезает полностью???
Выдержка времени есть? Или срабатывает мгновенно? Т.е. в схемах АВР без РВ можно или нет?
Кирилл, добрый вечер. Если брать реле ЕЛ-11 (без буковки «МТ»), то при снижении напряжения до нуля, оно замкнет свои контакты 1-2 через промежуток времени, установленный регулятором от 0 до 10 секунд. В таком случае реле времени (РВ) можно не ставить. У меня так и выполнены схемы. Могу скинуть примеры действующих схем или написать об этом подробную статью.
Если применить реле ЕЛ-11МТ (с буковкой «МТ»), то при при обрыве или изменении порядка чередования фаз, а также при снижении напряжения до нуля, реле срабатывает с установленной (нерегулируемой) выдержкой времени 2 (сек).
есть более надежные релюшки в альтернативе. так у этих ко всему прочему и сухие контакты перестают «вызваниваться», хотя к ним и подключена обычна РЭК77/3 ?
Про выходные контакты у меня проблем не возникало. Уже работают более 10 лет. Единственное, что было из неприятностей — так это сгорали входные добавочные резисторы внутри реле, но это совсем в первых партиях было. Сейчас такого не наблюдаю.
Дмитрий — статьи, отличные. Но поражает подробное визуальное сопровождение. Столько полезных фотографий, всё в подробностях показано. Сами всё фотографируете ?
Да, конечно сам. Одной рукой держу фотоаппарат, а другой рабочий инструмент
СПАСИБО!!!Замечательный сайт!!!Очень помогает в работе!У меня к Вам вопрос. На схемах подключения малых бурильных установок с однофазным подключением,Вы исключаете тепловое реле…Объясните пожалуйста причину.Оно там не к чему ?… С уважением , Александр !!!
Александр, вместо теплового реле используется автоматический выключатель с тепловым и электромагнитным расцепителем.
Дмитрий, можно поподробнее о дополнительных резисторах? Где они установлены, в самом реле или навесные? У меня в АВР лифтов не работает один из каналов, а лифты надолго в 18 этажке не остановишь. Заранее спасибо.
Михаил, резисторы расположены в самом реле и в первых партиях (это было около 7 лет назад) они выходили из строя — сгорали. Мы их выпаивали и устанавливали внешние резисторы большей мощности. К сожалению, номинал не могут сказать — подзабылось.
Дмитрий,а если пропадёт фаза L3? Защита сработает?
Да, Рафаэль, сработает.
Тоже стоит реле контроля фаз в кондиционерах York DM, только другое. Внимания особого не уделял, а тут статья на глаза попалась, надо бы разобраться)))
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, в каких типах реле контроля напряжения предусмотрены доп контакты? Необходимо реализовать схему автоматического включения аварийного освещения, есть вариант с установкой на рабочее освещение реле контроля напряжения (рабочее освещение, на данный момент, запитано от обыкновенного модульного выключателя), а аварийное освещение запитать через блок управления двигателем и в схему аварийного освещения включить контакт реле напряжения
Вам нужен всего один дополнительный контакт, чтобы при потере напряжения на основном вводе, включить резервное питание. В принципе на любом реле имеется одна или две пары замыкающих или размыкающих контактов.
Что-то на ЕЛ-11 я доп контактов не вижу(
Катя, Вы читали статью или нет. На ЕЛ-11 два контакта — один замыкающий (3-4), а другой размыкающий (1-2). На эти контакты я подключал красную и зеленую лампу в качестве примера.
Точно, извиняюсь, со вторичками только начинаю разбираться, так что не судите строго)))
Интересует возможность применения ЕЛ- 11 для отключения питающей линии 380 в, 3 фазы,в схемах АВР при совместной работе с инвертором VICTRON ENERGY MultiPlus 48/5000/70-50/230/240v. При отключении питания от подстанции инвертор на 220 в вкл. самостоятель-но,необходимо откл. ввод для предотвращения встречного напряжения по одной фазе.Спасибо.
Игорь, да запросто. Силовую нагрузку от основного источника 380 (В) запитайте с помощью контактора (пускателя). На питающее напряжение подключите ЕЛ-11, а его контактами управляйте катушкой контактора (пускателя). Например, при пропадании напряжения на основном вводе 380 (В), реле ЕЛ-11 сработает и отключит контактор, а соответственно, разорвет все три полюса питающего напряжения, что не создаст проблем при подключении резервного питания от инвертора.
впервые увидел такую приспособу в мини котельной. она управляет огромным пускателем, через который всё питается. название другое было вроде но схема подключения один в один. интересно, на базе етой штуковины можно соорудить прибор для проверки фаз? (A B C) в принципе пока этого мне не нужно было, но озаботится стоит мало-ли…
спасибо за сайт, хоть посмотреть на нормальное электрооборудование.
где-то здесь говорилось о замене счётчика 1953 года, у нас до сих пор это устанавливается, только в добрый путь…
Да, в принципе реле ЕЛ-11 можно использовать как индикатор и указатель чередования фаз. Не переживайте, еще вся Россия живет на счетчиках 1953 года. У нас большинство подстанций на них, калибруем через 4 года и снова на службу.
спасибо, обязательно себе приобрету.хотя эл.монтёр 7 разряда сказал что таких приборов (для проверки фаз) НЕ СУЩЕСТВУЕТ. вообще такое ощущение что они остались в 80-х, всё чаще и чаще старое оборудование выходит из строя, поступает новое, меня никто не слушает (3-й разряд)регулярно наблюдаю фейерверк, и летающих электриков…
А 7-й разряд у электромонтера разве бывает?
я до сих пор не могу разобраться в разрядности данной профессии. походу сколько захотел-столько и поставил, не зря-же пол жизни отработал главным инженером в нынешнем тюменьэнерго. вроде выше 5 это уже не просто монтёр а ИТР, как-то так.
спасибо за статью но мне интересно а сработает это реле если по каким то причинам подадут две одноименные фазы. т.е. будут фазы A B и B а фазы C не будет
Сработает.
Если кабель силовой поврежден после контактора. включаем дистанционна. автоматика срабатывает и двигатель может выйти из строя.Можно ли реле контролья фазы устоновить после контактора?Если да то как
Гулам! Если необходимо сделать защиту одного двигателя,то реле можно подключить к клеммам эл.двигателя
Дополнительно Н.О. контакты 21-24 реле контроля необходимо заблокировать, можно тумблером(кнопкой), на время включения контактора(пускателя). При вкл.контактора и правильном подключении включится реле контроля и ранее заблокированные контакты реле 21-24 замкнутся. Тумблер(кнопку) нужно отключить, т.е. контакты реле разблокировать. Тумблером можно пользоваться при выходе из строя реле контроля.
Равил, смысла не вижу в этом. Если с напряжением все в норме, то контакты уже будут замкнуты и безпрепятственно дадут включиться контактору при нажатии на кнопку SB1.
Доброго времени суток, возможно сделать так чтоб реле показывало обрыв в фонарях освещения их 30 штук воруют гады.
здравствуй,Дмитрий. Статья очень полезна.А у тебя есть схема от реле ЕЛ-12М УХЛ2,если есть пожалуйста вышли.а проблема вот такая Рассыпались 2 подстроечных резистора,33 кОм и 1 мОм от нагрева платы.
Алексей, к сожалению внутренней схемы реле у меня нет. Я как то встречал ее раньше, но уже не помню источник. Попробуйте поискать форумах по радиоэлектронике.
хочу приобрести реле ЕЛ-12МТ для эл.двигателя 5АИ-90кВт, но так и не понял, как подключить его к контактору с катушкой 220В. С каких контактов подключать кнопки пуск и стоп.Как определить правильность чередования фаз если нет прибора и если перепутаются фазы, что реле работать не будет? Спасибо.
Владимир, схема такая же, как и на корпусе реле, только питание для цепи управления нужно брать не между двух фаз L1-L2 (380В), а между фазой и нулем L1-N (220В), т.е. вывод L1 цепи управления так и оставляйте подключенным на L1, а вывод L2 подключайте на ноль.
Подключите двигатель к сети, и если чередование фаз не соблюдено, то реле сработает. Таким образом Вы поймете, что чередование фаз нарушено.
Добрый день столкнулся с такой проблемой,стоит ЩАП в серверной,и только случайно обнаружили,что работает на аварийном вводе.(горит красная сигнальная лампа на щите).Стали разбираться-фазы на основном вводе все на месте,напряжение в норме,решили что проблема в случайном перебросе фаз электриков на основном вводе выше. Пробывали обмануть реле,путем подмены у реле входящих фаз по-всякому,не помогло.Реле молчит как рыба,светодиод на реле не горит.Вывод,причина в не исправном реле ЕЛ-11? Подскажите пожалуйста,как убедиться в работоспособности реле?Отключать ЩАП на долго не можем.Или подскажите как вообще это реле исключить из схемы?
Попробуй заменить реле.
Алексей правильно говорит. Замените реле или снимите его и проверьте, если есть возможность, то преднамеренно изменяя чередование фаз.
День добрый,а если пропадает фаза после контактора в этом случае реле-такого типа не зощищают?шъ
Понял.реле должно сработать к.к будет перекос фаз и соответственно оно отключит мотор.я прав?
Нет, Павел, т.к. контроль напряжения ведется до контактора, т.е. в самой сети. Если в сети нормальное чередование фаз и нормальный уровень напряжения, то реле не отключит нагрузку. Если Вам нужно непосредственно контролировать напряжение у потребителя, например, у двигателя, то устанавливайте реле около него.
Тупой, но нужный вопрос:
Вы написали: «Вместо А, В, С на выводах фактически было С, В, А.»
Я спрашиваю: «Каким образом Вы определили, что на конкретном проводе находится напряжение фазы с определённой маркировкой(буквой)?»
прибором ВАФ -85М (вольтамперфазорегулятор),или ПАРМА ,или РЕТОМЕТР-2М,или Измерительный комплект К-50, К505
Ни один прибор не даст вам описание фазы)) Тем более букву обозначения не назовёт;)
Применять реле ЕЛ-11 для АВР нельзя (хоть и применяют).
Почему — нельзя? При обрыве нуля на вводе реле не увидит аварии, а однофазные потребители могут сгореть. ЕЛ-11 имеет трёхпроводное подключение — только фазы, а ноль остаётся без контроля.
Для АВР надо использовать только реле контроля фаз с четырёхпроводным подключением, контролирующие фазные (а не линейные, как ЕЛ-11) напряжения. Например РКН-3-15-15, размером всего 1 модуль.
На входе реле подключены лампы для визуального контроля фаз
Отключаем фазу на ней остается напряжение если лампа светодиодная то 10,1в, если неоновая то 100в.т.е. виден свет.
Почему объясните 89177414524
В схеме АВР стоит реле ЕЛ-11М-15. При включении ввода №1 все три фазы приходят на клеммы L1, L2, L3 реле ЕЛ-11, загорается индикатор U. Но замыкания/размыкания его контактов не происходит, соответственно не загорается второй индикатор R. Грешил на неисправность реле, но замена его не помогла. Как думаете, в чем причина?
Алексей, индикатор «R» не загорается, потому что контролируемые параметры Вашей сети находятся не в норме. Скорее всего это неправильное чередование (следование) фаз — попробуйте на вводе №1 перекинуть любые две фазы между собой. А может быть у Вас обрыв фазы в цепи, или же уровень напряжения превышен (занижен) меньше уставки реле.
Здравствуйте, подключил реле контроля фаз а оно не срабатывает, какие могут быть причины?
«Здравствуйте, подключил реле контроля фаз а оно не срабатывает, какие могут быть причины?»
- Не правильное чередование фаз (если напряжение в норме). Надо поменять местами любые две фазы.
Что за 110В ? Может 127
Евгений, нет, дело не в этом, дело в том, что когда проверял его без двигателя то оно срабатывало без проблем, но когда подключил движок и отрубал одну из фаз, движок по прежнему работал но уже на двух фазах. Реле не срабатывает когда подключен двигатель, а без него работает как часики, в чем может быть причина?
Вадим, такого быть не может. Если реле исправно, то оно и при подключении двигателя будет работать корректно. Пришлите мне схему подключения двигателя с контролем напряжения с помощью ЕЛ. Возможно у Вас ошибка в схеме, а также укажите на схеме где Вы отключали фазу.
«Здравствуйте, подключил реле контроля фаз а оно не срабатывает, какие могут быть причины?»
«…нет, дело не в этом, дело в том, что когда проверял его без двигателя то оно срабатывало без проблем, но когда подключил движок и отрубал одну из фаз, движок по прежнему работал но уже на двух фазах. Реле не срабатывает когда подключен двигатель, а без него работает как часики, в чем может быть причина?»
Причина стандартная — напряжение рекуперации. Его генерирует двигатель на оборванную фазу, причём фаза совпадает с оборванной, да и амплитуда почти такая-же — на 5-15% ниже номинала.
В этих случаях нельзя применять абы-какое реле. Надо применять специализированные реле контроля фаз для защиты электродвигателей. Одно из самых популярных реле ЕЛ-12 (во всех модификациях) для этого не годится, у него слишком большой порог срабатывания по перекосу фаз, около 25%, поэтому оно «не видит» обрыва фазы при наличии напряжения рекуперации. Наиболее подходящим для этого является реле РКФ-М06-12 с регулировкой порога срабатывания по перекосу фаз от 5 до 25%.
Админ, я бы с радостью прислал, да вот только здесь как то картинки не отправляются вроде бы….
Админ, спасибо за ответ и совет выбора реле, я поставил китайский ANDELI XJ11, надеюсь найду ркф-м06-12 у себя в городе.
Разочаровался я в электриках которые советовали мне вот этот ANDELI XJ11, даже сами приезжали и устанавливали, говорили якобы теперь движок будет защищен, сам по чуть чуть электричеством увлекаюсь и на опытах проверял, делал искусственную потерю фазы на общем вводе, а они делали эту потерю на самом входе реле и этим доказывая что оно срабатывает, спасибо ещё раз от души!!!
Добавлю к ответу Евгения.
Как раз таки реле ЕЛ-12 и предназначено для защиты электродвигателей. Согласно технических характеристик, указанных в том числе и в данной статье, реле ЕЛ-12 сработает при снижении напряжения на одной фазе до 0,7*Uф (30%) при номинальных напряжениях на оставшихся фазах. На самом деле реле срабатывает чуть раньше заявленных уставок, примерно 0,85*Uф (15%).
Евгений правильно сказал, что при обрыве одной фазы двигатель начинает генерировать напряжение на оборванную фазу, причем это напряжение может достигнуть 90-95% от номинального напряжения. Но это значение зависит от конкретного типа двигателя и условия его работы, поэтому чтобы делать какие-либо выводы, сработает реле или нет, нужно проверять срабатывание только экспериментальным путем, причем в рабочем режиме двигателя.
И еще, представленные в статье реле ЕЛ имеют аналоговую обработку входных сигналов, что не позволяет регулировать параметр асимметрии. Реле с цифровой обработкой входных сигналов наделены регулировкой этого параметра, поэтому в таких типах реле можно выставить уставку асимметрии вручную, вплоть до 80-95*Uф (5-15%). Получается, что теоретически двигатель будет защищен от обрыва фаз, но повторюсь, что не помешает смоделировать ситуацию и проверить срабатывания реле в рабочем режиме двигателя.
Евгений предложил реле РКФ-М06-12-15 от компании Меандр, у которого действительно имеется такая регулировка. Также можно использовать реле РКФ-М06-13-15.
«Евгений предложил реле РКФ-М06-12-15 от компании Меандр, у которого действительно имеется такая регулировка. Также можно использовать реле РКФ-М06-13-15.»
Разница в том, что РКФ-М06-12-15 контролирует чередование фаз (направление вращения двигателя), а РКФ-М06-13-15 нет.
цитата:»У реле ЕЛ-11, ЕЛ-12 и ЕЛ-13 выдержку времени можно регулировать в пределе от 0,1 — 10 (сек).»
У реле ЕЛ-13, кажется, выдержка времени не регулируется.
цитата:»Технические характеристики приведены в таблице ниже (при нажатии на картинку она увеличится).»
У меня почему-то картинка не увеличивается))
«У реле ЕЛ-13, кажется, выдержка времени не регулируется» — эти реле предназначены для кранов, как средство защиты от падения груза при обрыве фазы, поэтому задержка срабатывания не регулируется (защита от «дурака») и составляет 0,15с. Есть модификация для кранов с длинными составными троллеями, у него задержка 0,5с (ЕЛ-13М1-15)
Молодец, больше таких статей. И себя развиваешь и других.
По звуку можно определить работу 3х фазного асинхронного двигателя работает он на 3х фазах или на двух Если он вообще работает на 2х фазах и второе как долго может работать электродвигатель на 2х фазах до выхода из строя При условии что РКФ нет
Очень интересная статья мне нравиться спасибо
Здравствуйте, а нет случайно этикетки от этих реле? В организации необходимо учесть их, как содержащие драгоценные металлы, но вот количественное содержание ДМ ни в одном справочнике (и в руководстве по эксплуатации) не указано. Если есть, то буду очень благодарен за скан документа.
А и не будет, т.к. там ДМ скорее всего и нет, а если и есть, то массовому потребителю это незачем. Если организации нечего делать, а хочется добровольно нагрузить себя лишними хлопотами потом-при списании и учетах, пусть обращается с оф. запросом к производителю.
Здравствуйте! Очень хороший обучающий сайт у вас! Хотел спросить, можно ли подключить реле к магнитному пускателю так, чтобы после срабатывания реле, пускатель сам запускал двигатель после восстановлении параметров сети? Реле включаю в разрыв питания катушки (1-й контакт на питание катушки, 2-й на тепловое реле). После отработки реле двигатель приходится принудительно включать от кнопки. Можно ли так подключить реле, чтобы двигатель запускался сам без блокировки кнопки стоп (как если закорачивать пусковые контакты кнопки)? Пускатели обычные, катушки на 220 и 380. Спасибо!
Статья не очень правильная. Лично я хотел посмотреть чем проверить пороги отключения реле на 380 В, к сожалению не увидел. Кроме этого вы заметили, что при обрыве фазы L1 выдержки времени не было. При полной потере 3х фаз или L1 выдержки времени не будет. Выдержка будет при перекосе фаз, понижении напряжения (не при полной потере), при обрыве фаз L2 L3. Дело в том, что при обрыве L1 пропадает напряжение на управляющем органе реле и оно отваливается без всякой выдержке, поэтому если нужна выдержка времени АВР, всегда дополнительно ставят реле времени!
У нас такие реле стояли на одной из ПС на ТН-10 для контроля симметрии фаз.Одно выгорело ,заменили на древнее ЕЛ-8
Константин, в комментариях выше я уже говорил, что у нас сгорали входные добавочные резисторы R1, R2, R3 (см. схему в статье). Перепроверьте их — они расположены в корпусе реле. Мы их выпаивали и устанавливали внешние резисторы большей мощности.
Почему горят входные сопротивления? Ставили различные реле фирмы ABB(CM-MPN.62, CM-MFS.S). Все работают не больше получаса. При разборке реле видны следы перегрева входных сопротивлений. Посоветуйте реле, которое будет работать в сети 3х480В/60Гц.
Gizmo, Вы не ошиблись в цифре 480 (В) и 60 (Гц)?
да, так и есть. 3х480В/60Гц.
Gizmo, реле не рассчитаны на такое нестандартное напряжение, вот и горят. Максимум 400 (В). Что за сеть такая? Вы из США?
480 : 1,73 = 277 вольт. Ну нет такого напряжения в мире нигде. Тут что-то другое, это- скорее предельное, а не номинальное. А вот если там стоят не только резисторы, которым на частоту наплевать, но и конденсаторы, то то реактивное сопротивление, что было для 50 Гц, станет на 20% меньше.
Тем паче, что в США 120 вольт.
Админ , перестань дурить людей . во-первых , светодиод на лицевой называется не «сеть» , а сработка реле — заметь , это ОООчень важно , ибо начитавшиеся твоих перлов влезут в напругу , которая несфазирована , но при этом по — прежнему опасна . Второе — реле ЕЛ13 НЕ срабатывает на обратное чередование фаз и НЕ имеет выдержки времени — там даже на корпусе нет регулировки . И третье — ни ЕЛ11 , ни ЕЛ13 НЕ держат выдержку времени при пропадании всех фаз одновременно . Учи матчасть . С уажением , Александр
Александр, никто никого и не дурит. Да, я назвал этот светодиод «Сеть». Согласен, что это не совсем верно, но я же объяснил принципы и режимы работы реле, в том числе и этого индикатора. Речь в статье идет в основном про ЕЛ-11, а их различия от ЕЛ-12 и ЕЛ-13 обозначены в таблице. И там отчетливо видно, что ЕЛ-13 не реагирует на обратное чередование фаз и не имеет выдержки времени.
Реле ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ с реле ЕЛ11 и ЕЛ12 имеют мало чего общего и аналогами их называть нельзя.
Серия МТ это чисто китайская разработка и производство (сам видел их с иероглифами в Китае на выставках ). «Техэенерго» ими много лет уже торгует. На одной из выставок спросил их манагера — чем отличаются ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ друг от друга? Ответ меня поразил — «названием». На них в интернете даже описания нормального, с диаграммами работы, с техническими характеристиками, с гарантийными обязательствами не найти.
Чем отличаются ЕЛ-11МТ и ЕЛ-12МТ друг от друга? — «1.2 Реле ЕЛ-11МТ классифицируется в основном, как реле общего назначения, т.е. используется для
защиты источников питания, генераторов, а также в качестве приборов контроля в системах АВР.
1.3 Реле ЕЛ-12МТ может использоваться как реле общего назначения, а также применяется для защиты
асинхронных электродвигателей, крановых установок и т.п.» Больше ни чем. Технические характеристики ничем не отличаются.
А настоящие ЕЛ11 и ЕЛ12 отличаются принципиально друг от друга.
Доброго времени суток
Посоветуйте пожалуйста у нас три однофазных стабилизатора на 10 ква
Хотим на них подключить трехфазного потребителя для этого решили использовать узм 63 м
Все бы хорошо но у нас большой перекос по фазам а у узм 63 м только 25 процентов
У нас по фазе а 155 в 210 с 255
Пробовали ставить узм после стабилизаторов но боимся что при обрыве нуля на какой либо из фаз погорят стабилизаторы и опять жу узм отключит остальные
Может что то подскажите исходя из вашей практики
За ранее спасибо !
здравствуйте. А разница между ЕЛ 11-13 и ЕЛ 11М-13М какая?
«…А разница между ЕЛ 11-13 и ЕЛ 11М-13М какая?»
Только сейчас реле ЕЛ11, ЕЛ12 и ЕЛ13 выпускаются в модульных корпусах шириной 18мм. Тип корпуса — последние две цифры названия. Например; ЕЛ-11М-5-01 — реле в стандартном корпусе 70х45х100мм, ЕЛ-11М-15 — современное реле контроля фаз в одномодульном (шириной 18мм) корпусе.
Добрый день!
Зависит ли работоспособность реле ЕЛ-11 от того, то написано на лицевой стороне номинал 380В или 415В. у нас в сети 402 В в среднем. Старые реле стояли с номиналом 415 В, будет ли работать реле с номиналом 380 В.
Здравствуйте, скажите пж почему греется катушка магнитного пускателя аж идет дым , хочу запитать вибратор от расщепителя фаз т.е от асинхроника преобразователя 220v в три фазы 380v , вибратор вроде работает норм не греется, но мне интересно почему греется катушка дико (пробовал 3 штуки), катушку то я могу поставить и 220 вольт , но нет гарантии что двигатель будет нормально работать , повесил кондеры на 40 мкф между 2 фазами на выходе так как напряжение было 280 340 и 360 , щас стало 340 350 360 под нагрузкой что вполне норм ,
может быть ассиметрия или синусоида неправильная? приходится вот так выкручиваться так как вибратор не рассчитан на подключение через кондеры на 220
Подробнее про расщепителе или асинхронника преобразователя, если не сложно. Хоть ссылку дайте!
Подскажите как прибор называется (и лучше сразу их марки) который на выходе держит всегда одну последовательность фаз при их любом чередовании на входе, для трехвазной сети 380в?
Нет таких. Не найдёте.
да как нет, могу сам собрать на основе нескольких реле контроля фаз, но наверняка есть же и готовые решения для систем где присутствие оператора затруднительно а правильная бесперебойная работа необходима.
При чем тут бесперебойная работа, если вопрос был о …который на выходе держит всегда одну последовательность фаз при их любом чередовании на входе…? На каких реле и чем вы будете чередование фаз удерживать?
Готовых решений не найдёте.
Но, теоретически, 2шт реле контроля фаз + 2 контактора на соответствующий ток и будет Вам счастье.
Теория, говорите? И как ваши два РФ увидят черелование фаз не А/В/С, а А/С/В ?
С чередованием фаз всё просто — или правильно, или не правильно.
Поэтому достаточно 2-х РКФ, соответственно 2 контактора или пускателя на выходе этих реле.
Ну так покажите!
ну например у рнпп-311 2 пары по 3 контакта на выходе. при неправильном чередовании он перекидывает центральные на обоих парах. соответственно заводим туда фазы B-K1-A|A-K2-B (к1 и к2-контакт который перекидывается, цепляем к потребителю к1-А к2-B) а фазу C напрямую к потребителю. ну и будет он если фазы поменяются перекидывать A-B местами. но это порнография, нужно прибор чтобы выдавал однозначно а-б-ц на выходе, неужто нету такого????
Какая разница при подключении фаз; — АВС или ВСА, или САВ? Порядок чередования фаз одинаковый.
Огромная- направление вращения мотора меняется с точностью до наоборот- от правого до левого! Нет разницы?
АВС или ВСА, или САВ — это всё одно и тоже чередование фаз и двигатель будет вращатся в одну сторону.
Обратное чередование — АСВ, СВА, ВАС.
Уговорили! Давайте схему именно такого прибора.
ел12 выставил регулятор повыш. напряж.на 470вольт срабатывает защита при 420.почему?
«Давайте схему именно такого прибора.» — Я уже её дал, но её (т.е. ссылку на неё) не стали публиковать. Спросите у владельца страницы.
ЕЛ12 не имеет регулятора повыш. напряжения. Только пониженного.
А что в сети, измеряли?
Господа электрики, доброго всем времени суток. Подскажите пожалуйста такую штуку. Есть щит с простейшим устройством АВР на двух контакторах КМИ-34012 и реле контроля фаз ЕЛ-11М..Весь затык в том, что к щиту приходят только две фазы и «ноль» (3-х жильный кабель)
Разумеется схема не работает, т.к две фазы,(пробовал дублировать одну из фаз на контрольный контакт реле) реле это видит и не дает напряжение на катушку контактора.
И так вопрос: можно ли реализовать похожую схему ввода резерва, но на двух фазах? Может есть варианты для однофазных сетей? Или же всё, говорить заказчику что не получится у него АВР реализовать?
Третью фазу прокидывать не вариант. Как это не печально, но ни прораб ни клиент не хотят ломать стены, пол и тротуар (все уже в чистоте)
Роман, коль у Вас две фазы, то вместо ЕЛ-11 контроль напряжения можно сделать с помощью двух контакторов, катушки которых подключить, например, к А-0 и В-0. Их н.з. контакты подключить в цепь включения катушки КМ-2. Здесь есть два варианта. Если Вам необходимо, чтобы АВР срабатывал при исчезновении напряжения только на обоих фазах, то н.з. контакты необходимо подключить последовательно. Если Вам нужно, что АВР срабатывал при пропадании напряжения на любой из фаз, то подключите контакты параллельно.
Админ, благодарю за ответ!
Вроде так-то все просто, но если не трудно, схемку бы для наглядности.
Необходим контроль каждой фазы основного ввода.
Здравствуйте!Скажите пожалуйста :
Можно использовать реле контроля фаз — как искатель непрерывной фазы 220v ? И если да, то как правильно подключить?
Здравствуйте, а можно и мне на схему взглянуть, что Роман попросил. Благодарю
Хорошее и нужное реле
После месяца нормальной работы в комплексе «ВЫСОТА» реле ЕЛ-12м отключается,горит средний Индикатор.все это присходит в одно и тоже время с 03-до 07 утра потом весь день нормально.Случайно было обнаружено,что провод фазы С не закреплен На вводе автомата.устронил,но с утра все повторилось.Что делать?
Павел, значит в период времени с 3 до 7 часов утра напряжение в сети превышает уставку максимального напряжения. Какая уставка максимального напряжения у Вас выставлена на реле?
И еще это значит, что нужно взять в руки нормальный тестер и заняться статистикой, в т.ч. и по этому загадочному отрезку времени.
В таких случаях я пользуюсь осциллографом Fluke 123, который может непрерывно записывать уровень напряжения, а также фиксировать скачки максимумов и минимумов. Но можно использовать и другой подобный прибор или, как вариант, сидеть и непрерывно наблюдать за измерением обычным мультиметром в реальном времени. Вот, кстати, полученный график, когда ночью происходила просадка напряжения в сети.
Добрый вечер.У меня есть реле контр.фаз ЕЛ-11М2 , (вверху A,B,C + N ) .Мне интересно ,возможно ли оно работать с сетью 220 В. То есть просто как контролер мах.- мin. напряжения.И как его тогда подключать ? (может подать фазу на A,B,C одновременно , а ноль на N?) Ну или хоть подскажите:- может оно работать с одной фазой 220 вольт или нет? Большое Вам спасибо!
Здравствуйте! Подскажите, на судне три фазы 220 Вольт, ноля нет. Будет ли работать реле контроля фаз без ноля? Надо ли искать какую то специальную модель?
С Уважением
Артём, будет работать, только заказывайте модель для линейного напряжения 220 (В). У меня в статье аналогичный экземпляр, только для трехфазной сети без нуля на номинальное напряжение 110 (В).
Добрый день! У нас во ВРУ АВР сделана на реле ЕЛ11Е, на нем горит красный индикатор. В паспорте написано, что это нештатный режим работы и при нормальных параметрах должен гореть зеленый индикатор. Я в замешательстве, неужели 11 от 11е отличается?
Михаил, не понял Вашего вопроса! Вы разницу ищете между реле или хотите найти причину свечения красного светодиода?! В первую очередь начните с чередования фаз, наверняка он у Вас имеет обратный порядок. Во вторую очередь проверьте наличие всех трех фаз на реле.
Вопрос был в том: Отличается ли реле ЕЛ-11У3 от ЕЛ-11Е. У Вас на реле в испытаниях горит красный индикатор, что сигнализирует о нормальной работе, у меня же это — нештатный решим — контакты 1-2 замкнуты. Получается разные реле? Про фазировку и наличие фаз я так и думал, спасибо!
Чего проще- скачать оба паспорта и сравнить.
здравствуйте Дмитрий.Подскажите пожалуйста откуда запиталась катушка КМ2?Если вся сеть обесточена,значит автомат обесточен полностью ЕЛ-11.На схеме подключение на 13 контакт,но там такого контакта нет,может я что то пропустил.Схема АВР на двух контакторах и с реле контроля фаз,то что на ютубе.С первым понятно КМ1 а с вторым я не понял.
Здравствуйте. Установил реле ЕЛ от фирмы ТДМ на пускатель с катушкой 380 в. Одну фазу на катушку дал через контакты 21-24 реле. А вторую фазу через кнопку пуск-стоп с блокировкой контактов. Когда принудительно обрываю фазу реле не срабатывает. Может у меня неправильная схема. Подскажите пожалуйста
Покажите!
Назим, приложите фото или схему, по которой делали подключение.
Добрый день, подскажите, возможно ли использовать для защиты 3-ф асинхронного двигателя реле ЕЛ-11М вместо ЕЛ-12М (производитель «Реле и автоматика»)?
Купил указатель фаз MS5900 а он работает до 400В включительно а у нас входная сеть 440В могу ли я использовать прибор при напряжении 440В?
Нас на парах заставили писать вашу статью
Студент, а что именно заставили?! В каком учебном заведении? Очень интересно узнать…