Реверс однофазного электродвигателя на примере АИРЕ 80С2

Реверс однофазного двигателя

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители сайта «Заметки электрика».

В прошлой статье мы говорили про однофазный конденсаторный двигатель АИРЕ 80С2, знакомились со схемой его подключения к электрической сети напряжением 220 (В), обозначением и маркировкой выводов.

В той же статье я обещал Вам в ближайшее время рассказать о том, как можно организовать его реверс, т.е. управлять направлением вращения двигателя дистанционно, а не с помощью перемычек в клеммной коробке.

Итак, приступим.

В принципе ничего сложного нет. Принцип схемы управления аналогичен реверсу трехфазного двигателя, за исключением некоторых деталей. Вообще то раньше мне не приходилось сталкиваться со схемой реверса однофазных двигателей, и данная схема была воплощена мною на практике впервые.

Суть схемы сводится к изменению направления вращения вала однофазного конденсаторного двигателя дистанционно с помощью кнопок (кнопочного поста). Помните, в предыдущей статье мы вручную меняли на клеммнике двигателя положение двух перемычек, чтобы изменить направление рабочей обмотки (U1-U2). Теперь Вам нужно убрать эти перемычки, т.к. их роль в данной схеме будут осуществлять нормально-открытые (н.о.) контакты контакторов.

 

Подготовка оборудования для реверса однофазного двигателя

Для начала перечислим все электрооборудование, которое нам необходимо приобрести для организации реверса конденсаторного двигателя АИРЕ 80С2:

1. Автоматический выключатель

Применяем двухполюсный автоматический выключатель с номинальным током 16 (А), с характеристикой «С» от фирмы IEK.

revers_odnofaznogo_dvigatelya_реверс_однофазного_двигателя_2

2. Кнопочный пост ПКЕ 222-3

В этом кнопочном посту есть 3 кнопки:

  • кнопка «вперед» (черного цвета)
  • кнопка «назад» (черного цвета)
  • кнопка «стоп» (красного цвета)

revers_odnofaznogo_dvigatelya_реверс_однофазного_двигателя_3
Разберем кнопочный пост.

revers_odnofaznogo_dvigatelya_реверс_однофазного_двигателя_4

Мы видим, что каждая кнопка имеет 2 контакта:

  • нормально-открытый контакт (1-2), который замыкается в том случае, когда нажмете на кнопку
  • нормально-закрытый контакт (3-4), который замкнут до тех пор, пока не нажать кнопку

revers_odnofaznogo_dvigatelya_реверс_однофазного_двигателя_5

Прошу заметить, что на фотографии самая крайняя кнопка слева перевернута. Если будете подключать схему реверса однофазного двигателя самостоятельно, то будьте внимательны, кнопки в кнопочном посту могут быть перевернуты. Ориентируйтесь на маркировку контактов (1-2) и (3-4).

3. Контакторы

Также необходимо приобрести два контактора. В своем примере я использую малогабаритные контакторы КМИ-11210 от фирмы IEK, которые устанавливаются на DIN-рейку. Эти контакторы имеют 4 нормально-открытых (н.о.) контакта и способны коммутировать нагрузку до 3 (кВт) при переменном напряжении 230 (В). Вот они как раз нам и подходят, т.к. наш испытуемый однофазный двигатель АИРЕ 80С2 имеет мощность 2,2 (кВт).

Вместо контакторов можно приобрести магнитные пускатели ПМЛ-1100, на примере которых я рассказывал их устройство и принцип действия. 

revers_odnofaznogo_dvigatelya_реверс_однофазного_двигателя_6

Катушки этого контактора рассчитаны на переменное напряжение 220 (В), что нужно будет учесть при сборке схемы управления реверсом однофазного двигателя.

 

Схема реверса однофазного двигателя

Вот, собственно говоря, мое произведение.

Схема реверса однофазного двигателя

Я уже говорил в прошлой статье, что один из читателей сайта «Заметки электрика» по имени Владимир, попросил меня помочь ему подключить однофазный двигатель АИРЕ 80С2 мощностью 2,2 (кВт) и составить (придумать) для него схему реверса. По моим эскизам (в том числе монтажным) Владимир собрал вышеприведенную схему в электрическом щитке. Чуть позже отписался мне в почту, что схему испытал, все работает, претензий нет.

revers_odnofaznogo_dvigatelya_реверс_однофазного_двигателя_7

revers_odnofaznogo_dvigatelya_реверс_однофазного_двигателя_8

Если у Вас по материалам сайта имеются какие то вопросы, то задавайте мне их в комментариях или на личную почту. В течение 12-24 часов, а может и быстрее, все зависит от моей занятости, я отвечу Вам.

А сейчас я расскажу, как эта схема работает.

Принцип работы схемы реверса однофазного двигателя

Первым делом включаем питающий автомат.

1. Вращение в прямом направлении

При нажатии на кнопку «вперед» катушка контактора К1 получает питание по следующей цепи: фаза — н.з. контакт (3-4) кнопки «стоп» — н.з. контакт (3-4) кнопки «назад» — н.о.  контакт (1-2) нажатой кнопки «вперед» — катушка контактора К1 (А1-А2) — ноль.

Контактор К1 подтягивается и замыкает все свои нормально-открытые (н.о.) контакты:

  • 1L1-2T1 (самоподхват катушки К1)
  • 3L2-4T2 (фаза на двигатель в силовой цепи)
  • 5L3-6T3 (имитирует перемычку U1-W2)
  • 13НО-14НО (имитирует перемычку V1-U2)

Кнопку «вперед» удерживать не нужно, т.к. катушка контактора К1 встает на «самоподхват» через свой же н.о. контакт (1L1-2T1).

Однофазный двигатель начинает вращаться в прямом направлении.

Чтобы остановить двигатель, нужно нажать на кнопку «стоп».

2. Вращение в обратном направлении

При нажатии на кнопку «назад» катушка контактора К2 получает питание по следующей цепи: фаза — н.з. контакт (3-4) кнопки «стоп» — н.з. контакт (3-4) кнопки «вперед» — н.о.  контакт (1-2) нажатой кнопки «назад» — катушка контактора К2 (А1-А2) — ноль.

Контактор К2 срабатывает и замыкает следующие свои нормально-открытые (н.о.) контакты:

  • 1L1-2T1 (самоподхват катушки К2)
  • 3L2-4T2 (фаза на двигатель в силовой цепи)
  • 5L3-6T3 (имитирует перемычку W2-U2)
  • 13НО-14НО (имитирует перемычку U1-V1)

Кнопку «назад» удерживать пальцем не требуется, т.к. катушка контактора К2 встает на «самоподхват» через свой же н.о. контакт (1L1-2T1).

Однофазный двигатель начинает вращаться в обратном направлении.

Чтобы остановить двигатель, нужно нажать на кнопку «стоп».

3. Блокировка 

Представленная схема реверса конденсаторного однофазного двигателя имеет блокировку кнопок, т.е. если при включенном двигателе в прямом направлении Вы ошибочно нажмете на кнопку «назад», то вначале отключится контактор К1, а потом уже сработает контактор К2. И наоборот. Таким образом мы имеем блокировку от одновременно двух включенных контакторов К1 и К2.

Можно применить и другие виды блокировок, но я ограничился только этой.

P.S. На этом я завершаю свою статью. Если Вам понравилась моя статья, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь ей в социальных сетях. А также не забывайте подписываться на мои новые статьи — дальше будет интереснее. 

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:


179 комментариев к записи “Реверс однофазного электродвигателя на примере АИРЕ 80С2”

  1. hafya:

    а кондер в этой схеме уже не нужен?

  2. Админ:

    Конденсатор установлен на самом двигателе. Читайте предыдущую статью.

  3. Сергей:

    Возник такой вопрос. А почему если ошибочно нажать на кнопку «назад», то вначале отключится контактор К1, а потом уже сработает контактор К2. И наоборот. Как это понять по схеме?

  4. Админ:

    Сергей, я в статье написал, что контактор К1 подтянут по цепи: фаза — н.з. контакт (3-4) кнопки «стоп» — н.з. контакт (3-4) кнопки «назад» — н.о. контакт (1-2) нажатой кнопки «вперед» — катушка контактора К1 (А1-А2) — ноль.

    Если мы нажмем на кнопку «назад» (разомкнется н.з. контакт (3-4)), то разорвется цепь на питание катушки контактора К1.

  5. Сергей:

    Точно. упустил этот момент! Спасибо

  6. Светлана:

    Спасибо за схему. Сегодня на работе возник такой вопрос, заглянули в Интернет, увидели Вашу схему. Спасибо за идею!

  7. Алексей:

    Здравствуйте.

    Подскажите пожалуйста, можно ли применить вашу схему реверса к однофазному двинателю 220в 5аие 80с2 у2 2,2квт 2800ом мин cos0.95 кпд 76% 12,4а конденсатор 50мкф 450в.

    Заранее благодарен за ответ.

  8. Админ:

    Алексей, можно. Ведь это один и тот же двигатель, просто маркировался раньше он 5АИЕ, а сейчас АИРЕ.

  9. Алексей:

    Большое спасибо.

  10. Валерий:

    Можно ли в данной схеме применить асинхронный двигатель 220В без конденсатора???

  11. Админ:

    Да, Валерий, схему применить можно для любого двигателя. Различие будет лишь в обозначении выводов (клемм) двигателя.

  12. Егор:

    Сегодня попробовал подключить по вашей схеме двигатель АИРЕ 80 с4, что то не получилось.При включении автомата начинает гудеть конденсатор (должно ли так быть?).Сам реверс при нажатии на кнопки работает, а вот при нажатии на кнопку «стоп» начинает визжать и не останавливается. Помогите пожалуйста, что не так.

  13. Админ:

    Егор, Вы не правильно собрали схему — перепроверьте еще раз. Затем запустите двигатель без схемы управления — напрямую и в обратном направлении (перемычки ставьте в ручную) и послушайте гудит ли конденсатор. Гудеть не должен. После этого, если все нормально, то проверьте схему управления (реверс) без силовой нагрузки. Понажимайте кнопи «Вперед», «Назад» и «Стоп». Ошибка должна выявиться при перечисленных манипуляциях.

  14. Валерий:

    Добрый день!
    Большое спасибо автору за статью!
    У меня есть другая идея по обеспечению реверса двигателя и я хотел бы ее обсудить. Суть заключается в управлении коммутацией обмоток.
    В статье про подключение двигателя показано как устанавливаются перемычки для обеспечения вращения в разные стороны, что если управлять этими перемычками? т.е. вывести непосредственно от выводов обмоток провода и кнопками коммутировать для прямого и реверсного вращения.

  15. Админ:

    Валерий, в данной статье так и выполнено. Роль перемычек выполняют 2 контактора, которые своими контактами собирают схему вперед, либо назад.

  16. Валерий:

    имеется 3х фазный двигатель. как осущетвить его реверс с помощью предложенной схемы????

  17. Валерий:

    к пред комментарию: имеется ввиду зх фазный двигатель в однофазную сеть! или с 3х фазным все гараздо проще??

  18. Админ:

    Валерий, про реверс трехфазного реверса есть отдельная статья, где все подробно описано: реверс трехфазного асинхронного двигателя.

  19. Валерий:

    Вчера сделал это: собрал схему с риверсом двигателя! Это нужно было для «оживления» полки подъемника.
    К сожалению не оказалось контакторов с нормально замкнутым доп контактом. По-этому использовал ПМЛ 2100, электронную защиты выполняли кнопки пульта (КЕ-011 исп 2) там есть один нормально замкнутый и один нормально разомкнутый контакт. В цепи управления контакторами так же установлены концевые выключатели, ораничивающие ход полки подъемника.

  20. Валерий:

    хочу осуществить реверс 3х фазного двигателя подключенного к сети 220

  21. Админ:

    Валерий, так осуществляйте, я ссылку скинул Вам в предыдущем посте, там схема подробнейшим образом описана, разницей лишь будет количество фаз питающего напряжения.

  22. Валерий:

    Прошу прощенья за свои вопросы-распросы. Но хотелось бы конкретней понять. Схема приведена для подключения к 3х фазной сети. Не могли бы Вы подробней расписать схему подключения реверса двигателя 380в в бытовую сеть. Т. Е. Написать что и куда!

  23. Игорь:

    Я не понял, что делаем с контактом W1?
    И что мы будем замыкать на землю (какой контакт) ?

  24. Админ:

    Игорь, вывод W1 остается свободным, на него ничего не подключается — вот схема: http://zametkielectrika.ru/podklyuchenie-odnofaznogo-kondensatornogo-dvigatelya/

    Для заземления корпуса электродвигателя имеется отдельный болт (винт). Чаще всего он располагается в клеммной коробке или на боковой стороне. Переходите по приведенной ссылке, там есть картинка клеммной коробки и указан этот болт (винт).

  25. Пётр:

    Огромное спасибо за статью, без труда собрал схему, хоть сам человек далёкий от профессиональной электрики.

  26. андрей:

    как подключить магнитный пускатель ПМЕ- 041

  27. Админ:

    Аналогично, как в этой статье.

  28. Борис:

    Получается что пусковая постоянно под напряхением.Позтому «раскрученый» двигатель полностью не останавливается?

  29. Сам:

    На схеме надо добавить контакты блокировки между «Назад» 4 контакт и «Вперед» 1 контакт реле К2 нормальнозамкнутый и между «Вперед» 4 контакт и «Назад» 1 контакт реле К1 нормальнозамкнутый
    Тогда на ходу нельзя сделать реверс без стопа.

  30. Админ:

    Согласен, это называется блокировкой с помощью контакторов. У меня же блокировка реверса сделана с помощью кнопок — смысл тот же.

  31. Руслан:

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста подключить однофазный эл. двигатель с реверсом, без использования магнитных пускателей и контакторов. Дело в том что мне нужно подключить так двигателеь, чтобы нажав одну кнопку он крутил в одну сторону а отпустив он стоял на месте, и также в другую сторону.Возможно ли придумать такую схему? Зарание спасибо!

  32. Админ:

    Руслан, можно использовать пакетник или ключ управления с фиксацией, и напрямую управлять двигателем.

  33. Руслан:

    А можно подробнее об этом ключе и о пакетнике? Что они собою предаставляют? И как их правильно подключить? а на кнопки никак нельзя его подключить? просто необходимо чтобы управлять можно было кнопками из панели управления. Двигатель будет стоять на установке которая как я планирую должна перемещатся в зад и в перед нажатиями кнопками, тоесть без кнопки стоп.

  34. Админ:

    Для начала нужно знать мощность двигателя, чтобы правильно выбрать номинальный ток пакетного выключателя (ПВ). Возможно, у Вас мощный двигатель, и управлять им возможно только через контактор. Всего понадобится два ПВ. Один будет собирать схему на прямое вращение, другой — на обратное. Кнопки стоп не нужно, цепь будет разрываться соответствующим ПВ. Кстати, их желательно разместить ближе к двигателю.

    Руслан, вопрос!!! А чем Вам не угодила схема стандартного «классического» реверса?

  35. Руслан:

    Характеристики двигателя я изложу вечером, когда мне его привезут. Схема то нормальная, но разве не по проще будет сделать на ПВ?

  36. Руслан:

    И кнопочный пост занимает много места, вот по этому я и хочу как то упростить панель управления. Просто кроме этого двигателя, стоит еще 1 трехфазный и 1 однофазный двигатель, управление которыми мне надо перенести на панель. От них есть 2 пульта, с ними будет легче, я перемещу кнопки пультов на панель и все. А вот с 3-м двигателем незнаю что делать, дело в том что он от бетономешалки, и вот как к нему сделать примерно такое же управления (пультом — вперед назад без стопа) главный вопрос.

  37. Админ:

    Вы совершенно не правы. Кнопочный пост, как раз таки, очень компактный. Все управление в одном месте, очень удобно, а главное — безопасно, нежели управлять напрямую.

  38. Руслан:

    Давайте мне привезут двигатель я напишу все его характеристики, и вы подскажете как его подключить, ок? Буду очень благодарен.

  39. Олег:

    посмотрел схемку, подключения 1ф эл. двигателя с реверсом при помощи двух контакторов, все нормально, но не интересно.
    объясню почему.
    Чаще всего бывают ситуации, когда нужно получить
    хороший пусковой момент, для этого в цепь пусковой обмотки ставим пусковой кондёр. Думаю объяснять не надо что работать он должен только на пуск и отключаться. Вопрос какую применем схему если мы имеем два пускателя, две кнопки вперед, назад, кнопку стоп, двигатель естественно с двумя кондёрами, рабочим и пусковым, Не буду
    ходить вокруг до около, скажу что такая схема существует в промышленной мясорубке на 220вольт ~1ф зарание благодарю

  40. Админ:

    Не вижу проблемы. Можно установить пакетный выключатель или ключ (кнопку) управления с фиксацией и на время пуска подключать таким образом пусковой конденсатор. После пуска отключать. Сама схема реверса остается неизменна.

    Для тех, кому нужно поинтереснее, то можно автоматизировать данный процесс — установить дополнительные контакты (приставка ПКЛ) к контактору и включать пусковые конденсаторы через реле времени или таймер.

  41. moshkarow:

    Cхема трудно читаема.
    Я советую ВАМ Нарисовать клемник двигателя крупней , нарисовать обмотки и показать внутри клемника как происходит переключение обмоток при реверсе.
    Вопрос.
    Почему вы используете вместо блок-контакта силовой контакт пускателя
    а рабочию обмотку переключаете блок-контактами контактора

  42. Админ:

    Про принцип реверса данного двигателя (как соединены главные и вспомогательные обмотки, где подключен конденсатор и т.п.) я рассказывал подробно в этой статье.

    По Вашему второму вопросу. Правильно заметили, но в данном контактора ток коммутации силовых контактов и блок-контактов одинаковый, поэтому принципиальной разницы нет.

  43. Александр:

    Здравствуйте!
    Подскажите, можно ли для запуска однофазного двигателя на 220в. использовать контакторы, рассчитанные на 380в.?То-же самое в реверсе.
    Спасибо.

  44. Админ:

    Да, Александр. Главное смотрите номинальный ток контактов контактора.

  45. Александр:

    Если бы я был электриком, я бы понял вашу рекомендацию.Уточните, какой ток должен быть или в рамках каких параметров.Пускатели у меня ПМЛ-211. 380 в., 25А. Две последние буквы в названии могу указать неточно.А двигатель АИРЕ 80 С2.

  46. Админ:

    Александр, если мощность двигателя 2,2 (кВт), то данные пускатели (ПМЛ-211*) применять можно.

  47. Александр:

    Статью про реверс однофазного двигателя прочитал ранее, но сдесь используется контактор КМИ 11210. Как его контакты сопоставить с контактами ПМЕ 211.Например в первом есть контакты 13НО, 14 НО.Во втором таких нет, какие им соответствуют? Ну и так далее по всем контактам.Как говорится, плохо быть бестолковым.Но что поделаешь, если я гуманитарий и основ электротехники не изучал.А хочется сделать своими руками. Кроме того два контактора нужно для реверса правильно соединить между собой.Опять вопрос соотношения контактов КМИ 11210 и ПМЕ 211. Спасибо.

  48. Александр:

    Разобрался со всеми вопросами.Подключил.Все работает.Теперь могу сказать, что статьи по подключению двигателей в том числе в реверсивном порядке отличные, позволяют разобраться даже «чайникам». Спасибо!

  49. людмила:

    с двигателя выходят три жилы и есть конденсатор маркировка не указана питание 220 как подключить реверс

  50. Админ:

    Людмила, а у Вас какой двигатель однофазный или трехфазный. Если однофазный, то нужно вызвонить рабочую и пусковую обмотки, а затем подключить пусковую через конденсатор, если трехфазный двигатель и Вы хотите подключить его в однофазную сеть, то Вам сюда.

  51. Владимир:

    Здравствуйте!Собрал приведенную выше схему, двигатель аналогичный.Реверс работает, а на прямое вращение срабатывает пускатель и все.Т.е пускатель включается и выключается, а вращения нет, просадки сети не наблюдается.Разобрал схему до нуля, собрал заново-то же самое.Помогите, пожалуйста найти причину, стоит работа. С уважением, Владимир.

  52. Админ:

    Владимир, перепроверяйте схему подключения, тут один вариант — где то закралась ошибка в подключении. Если при прямом включении пускатель не встает на самоподхват, т.е. когда удерживаете кнопку «Вперед» пускатель включается, а когда отпускаете, то оключается, то скорее всего ошибка в подключении контакта К1 (1L1-2T1).

  53. Вадим:

    Схема класс!За 2 недели сыска ничего подобного не видел.Побольше бы таких учителей!!!Все понятно доходчиво.А вот как бы мне это дело подключить к аакаунтам автосигнализации?Какое реле вставить в цепь?Проще говоря делаю гаражные автоматические ворота распашные.Имеются 2 двигателя однофазных КД 180-4/56РБ с 2мя обмотками 4 вывода и КД 120-4/56РМ6 с тремя выводами.Оба двигателя запустил(подобрал кандеры)Теперь мне нужно что бы они работали в 2 стороны.И вместо кноп постов(я думаю)нужно реле.Помогите все это дело провернуть.

  54. Админ:

    Вадим, Вы хотите управлять воротами дистанционно?

  55. Вадим:

    Да дистанционно и еще одна беда.Приваривал шестерню к одному из моторов,а массу сварочного аппарата(ну вот правда балбес)подсоединил на сам двигатель.Я думаю вам то не нужно дальше пояснять.Сосед помог теперь у меня 2 дв. АВЕ-071-4СМ.Просто они по габаритам больше.Хотел конструкцию покомпактнее сделать.

  56. Админ:

    Вадим, скоро напишу статью о дистанционном выключателе «Сапфир», которым можно управлять с помощью любого пульта. Подождите немного или подпишитесь на новости сайта — уведомление о выходе новой статьи придет Вам на почту.

  57. Вадим:

    Спасибо.Жду с нетерпением.

  58. Егор:

    Люди помогите! Как подключить двигатель бес пускателей с помощью только одного кнопочного поста!!!

  59. Админ:

    Егор, нужно уточнять какой двигатель (трехфазный, однофазный), какая мощность?

  60. Егор:

    АИРЕ

  61. Админ:

    Егор, для этого нужны кнопки с фиксацией. Визуально отросьте схему управления и замените нарисованные внизу контакторы К1 и К2 кнопками с аналогичным расположением контактов и перемычек.

  62. Егор:

    Я уже так пробовал, но там получается, что фаза напрямую идет к двигателю и он при включении в сеть начинает сразу гудеть

  63. Евгений:

    Подскажите, пожалуйста, какие контакторы фирмы IEK серии КМИ (возможно аналоги других фирм) необходимо использовать для реверса однофазного двигателя мощностью 2.2 кВт, 1400 об/мин, 13,9 А (АИРЕ 100). Заранее спасибо!

  64. Анатолий:

    Здравствуйте! Приобрёл станок в приводе которого установлен однофазный конденсаторный двигатель на 2 кВт. При включении двигателя станка, вначале вал медленно вращается и станок очень сильно гудит (примерно 1 сек.), затем, вал набирает обороты, гудение ослабевает, но тем не менее, продолжается, и при этом станок сильно вибрирует (очень похоже на звук трансформатора). Мне объяснили это особенностью работы данного мотора. В данное объяснение я не верю. Хотелось бы услышать мнение специалиста. Спасибо.

  65. Админ:

    Анатолий, интересный вопрос. Двигатель 2 (кВт) это не маломощный двигатель и при его работе в любом случае будут наблюдаться небольшие вибрации и некоторое гудение. Вам просто нужно сравнить его с работой других подобных двигателей (а лучше такого же станка) и определиться — сильная вибрация у Вас или в норме. Вибрация может возникать из-за неправильной центровки ротора или изначально «разбитого» подшипника, а может быть и особенностью станка. Смотреть нужно…

    Что касаемо пуска, то его долгий разгон зависит от емкости пускового конденсатора и нагрузки на вал.

  66. Анатолий:

    К сожалению, сравнить работу станка с подобным возможности нет. Вибрация, как мне кажется, связана с электрической частью станка (частота, по ощущениям, 50 Гц) и довольно сильная, стоя рядом на бетонном полу, ногами чувствуешь, ну а руками прикасаться не хочется. Попробую, для начала проверить электрическую схему.

  67. Геннадий:

    Подскажите, пожалуйста, как подобрать величину и марку сопротивления для разгрузки пускового 150мкФ,400 В и рабочего 55мкФ,450 В конденсаторов двигателя АИРЕ 80 С4?

  68. Юрий:

    Посоветуйте что делать. При работе бурильной установки Сгорел конденсатор запускающий двигатель АИРЕ 80. Конденсатор ёмкостью 50 мкф . Конденсатор заменили, появилась такая неисправность в работе — если включаем двигатель, пускатель начинает трещать, то включает двигатель, то выключает с частотой примерно 5 герц, если двигатель отключаем разъёмом, то пускатель работает правильно не шумит замыкаются пускатели от кнопок. Если пускатель замкнуть принудительно рукой то двигатель нормально запускается и набирает обороты пускатель удерживается сам. Силовая цепь полностью не зависима от цепи управления, катушки пускателей запитаны через трансформатор 36 вольт. Что делать?

  69. Александр:

    Здравствуйте.Електродвигатель однофазный АИРЕ 100S4У3 с пусковым конденсатором.Подскажите,пожалуйста,схему и комплектующие для реверса(аналогично АИРЕ80).В клемной коробке ел.дв.выводы-V2,U2,W2,W1,V1,U1.Если подключить аналогично АИРЕ80,то два выводы не задействованы.Извините,если что-то не так. Спасибо.

  70. Виталий:

    А ещё можно сделать реверс с помощью шести контактного тумблера-2ППН-45. Правда он рассчитан на 30 вольт, но других подходящих тумблеров большой мощности я не встречал. Крайние контакты надо соединить крест на крест и подключить к четырем клемам выводов однофазного двигателя(ели они конечно выведены с завода как надо). Но есть одно но, перед переключением реверса нужно выключать вводной автомат, и соответственно включать его после переключения тумблера.Проще собрать реверс однофазного двигателя с помощью двух реле или контакторов и одного тумблера:on-off-on небольшой мощности и естественно на 220 вольт. Таких тумблеров на 220 вольт в отличие от 2on-off-on везде можно найти.

  71. Андрей:

    Добрый день! Зачетная статья, очень полезная! Спасибо.
    Уважаемый админ есть просьба, если не трудно, такую же схему, только с двумя кнопочными постами можете прислать?

  72. Админ:

    Андрей, параллельно кнопкам «Вперед» и «Назад» первого поста нужно подключить кнопки «Вперед» и «Назад» от второго поста, а кнопки «Стоп» обоих постов подключить последовательно.

  73. Сергей:

    Дмитрий, добрый день.
    Очень полезные статьи, спасибо.
    Не откажите в помощи. Приобрёл для самодельной циркулярки двигатель ЗАО «ЭНЕРАЛ» АИРЕ80С2 2,2кВт, Iн 14,5А, КПД 73%, соsф 0,95, п 2800, Тn 7,5Нм, Tst/In 0,3, Tmax/Tn 1,7, Ist/In 3,9, С 60мкФ, масса 22кг. Он оличается от приведённого в статье конденсатором и номинальным током. Не понимаю почему, я не электрик. Подскажите пожалуйста не сложную схему включения без реверса с защитой тепловой и другими. На клемной коробке выводы и перемычки аналогичны. Буду очень признателен.

  74. Админ:

    Сергей, а управлять двигателем Вы хотите кнопкой или автоматическим выключателем? Автоматическим выключателем (автоматом) конечно не рекомендуется, т.к. он предназначен для не частых коммутаций, но схема в таком случае выйдет гораздо проще.

  75. Сергей:

    Я предполагаю кнопкой, при чём «стоп» буду дублировать аварийной.
    Здесь простота не в ущерб удобству и безопастности.

  76. Админ:

    Тогда схема будет аналогичная, только Вам нужно оставить один контактор К1, а контактор К2 и его контакты исключить из схемы. Дублирование кнопки «Стоп» аварийной кнопкой осуществляется последовательным их подключением.

  77. Сергей:

    С этим понятно, спасибо. А указанные в схеме контактор и автомат справятся? Ведь номинальный ток по двигателю 14,5А, а пусковой много больше? И ещё хотелось бы добавить в схему тепловое реле для защиты двигателя от перегрузки, узнать параметры его настройки. Или это не актуально для этих двигателей? В Вашей схеме реле нет.

  78. Андрей:

    Большое Вам человеческое спасибо!!!!!!!! Все прекрасно работает, сам не електрик но схему собрал без особого труда!

  79. Руслан:

    Здравствуйте.Как подключить двигатель чтоб работал в реверсе автономно через тепловой датчик для жалюзи солнечных коллекторов.Кокой двигатель применить.Спасибо.

  80. ВИКТОР МЕДЮШКО:

    Здравствуйте!
    Получил от производителя винтовой Дровокол 220 в с двумя висящими на проводах контакторами и кнопкой СТОП\ПУСК. Хочу сам собрать схему подключения этого асинхронного однофазного двигателя с короткозамкнутым ротором АИС2У100LB2 (Воронеж) по схеме с реверсом. Подойдет ли для этого Ваша ранее опубликованная схема?
    С уважением,
    Виктор Медюшко

  81. Николай:

    Здравствуйте!
    Подскажите, как правильно подключить три трехкнопочных блока (вперед, назад, стоп) к двум контакторам и одному однофазному электродвигателю. Это нужно для организации подъемника в доме, один блок кнопок наверху, один внизу, один на самом подъемнике.
    Заранее огромное спасибо!

  82. Леонид:

    Уважаемый, Админ, удивительно встретить в настоящее время, глубокого и авторитетного специалиста-практика с прекрасным знанием собственного дела. Я на базе среднего черноморского сейнера построил морскую парусную шхуну. Многое воплощено, но в плане электрики — провал в оригинальных решениях. Может Вам будет интересно приложить свой опыт к моим проблемам. Я нахожусь в Москве (не знаю где Вы). Буду рад ответу. С уважением, Леонид.

  83. Виталий:

    А Вы вот сюда ему напишите. http://zametkielectrika.ru/kontakty/

  84. Админ:

    Леонид, большое спасибо. Проживаю я от Москвы около 2000 километров, поэтому смогу проконсультировать только дистанционно и то, при условии, что мои знания в данной сфере будут актуальны для Вас. Все вопросы задавайте в личную почту — Виталий дал ссылку на форму обратной связи.

  85. Леонид:

    Виталию: большоооое спасибо за участие! Воспользуюсь — непременно. А 2000км — для меня не предел. Попробовал написать…. но «Админ» — не имя…. даже не знаю как обратиться….. а на мыло так ничего и не пришло….чо делать, если пообщаться хочется лично????? ведь и тел. я давал. Откликнитесь Админ.
    С уважением, Леонид.

  86. Леонид:

    Трудно описывать, да и не очень интересно людям.. но попробую… последний пример возникшей задачи:
    мой кораблик 25*6м, 2,5м-осадка 160тонн водоизмещение… и, для маневрирования в стеснённых акваториях, пришлось изобретать подруливающее ус-во… была вварена поперечная труба, в которую вварили такую же трубу в которую встроили «ногу» подвесного лодочного мотора 6 л.с., выбросив сам двигатель…. вот теперь этот винт надо вращать в разные стороны…. ЧЕМ — гидромотор (будет позже с приводом от главного двигателя), а пока хотим его вращать эл.двигателем постоянного тока от стартера СТ-25(7 л.с.) ( можно ли его использовать в режиме двустороннего вращения сменой полярности подключённой АКБ????) до 1 минуты 2-3 раза??? 220вольт — ??? — может лучше, но хотелось бы 24 вольта, с подзарядкой от преобразователя 220/24….. СХЕМА подключения ? О, как……
    В своё время я работал в той же «шарашке», о которой писал Солженицын. Инженерам с заключёнными было запрещено разговаривать. Они должны были, сидя рядом, переписываться в одном блокноте, который после работы каждый день сдавался в 1-ый отдел…
    Ну-у очень «удобно и производительно». Вам это ничего не напоминает????
    Надеюсь на понимание,Админ, а остальным улыбнуться и… помочь… квалифицированно.

  87. ПАВ:

    Если ваш стартер имеет постоянные магниты, реверс возможен. Если внутри не магниты, а, скорее всего, обмотки возбуждения, то без переделки реверс невозможен. Придется обмотку возбуждения- 2 секции на статорных башмаках выводить на улицу и коммутировать для получения нужного направления вращения. Менять полярность можно либо на якоре, либо на статоре.

  88. ПАВ:

    Посмотрел схему- там 4 башмака, правда, это ничего не меняет, т.к. все обмотки там последовательно.

  89. Леонид:

    Уважаемый, ПАВ, увы: я понятия не имею обмотки там или магниты, тем более «башмаки» там или «туфли»(шутка)… для этого надо разобрать стартер…. мне, ведь, надо переключение направления вращения винта «ноги», а каким образом и с помощью чего это можно сделать — я и спрашиваю у вас — спецов! К тому же я далеко не форумщик, хотя схемы Эл. понимаю. НЕ электрик — практик, поэтому мне и трудно, да и времени разбираться( учиться заново)- нет! Хоть и имею 2-а высших радиоэлектронных образования, да всё было давно, а занимался другими вещами…. Помогите — что к чему подключать, схема, да и возможно ли? Может форумчане предложат более грамотные решения???
    С уважением и надеждой!

  90. Леонид:

    Друзья мои, проблем — много и все по электрике ( остальное-решаю сам),
    кто может — помогайте дружеским профессиональным советом, без дурацких шуток и подколок!!! Заранее благодарен!

    Задача №2: (не знаю как вставить фотографию) на площадке мачт корабля (1х1 м) установлено оборудование: прожектора, громкоговоритель,датчики… и пр.пр….. вес около 10 кг — надо плавно вручную регулировать направление на выбранный объект — угол поворота — дистанционно из ходовой рубки. Обычно для этого раньше применялся следящий привод — с сельсин-датчиком и сельсин-приёмником… есть ли такие с питанием 24 вольта?… Может есть решение по-проще ….?????

  91. ПАВ:

    Леонид, я же и пытаюсь, без продколок, сказать вам, как это сделать! Там, на статоре есть 4 плоских башмака, на которых есть 4 последовательно включенных обмотки толстым проводом- шиной. С ними ничего не надо делать- снимать и т.п., а только вывести их, удлинив выводы пайкой к гибким многожильным проводам такого же примерно сечения.
    Т.к. якорные обмотки через щетки уже одним концом сидят на корпусе статора, то вывести наружу надо также тот провод, что раньше был соединен со статорными обмотками.Если и так сложно, дайте Е-мелю, нарисую, т.к. тут это невозможно.

  92. Админ:

    Леонид, у стартера СТ-25 возбуждение двигателя осуществляется с помощью обмотки возбуждения ОВ (состоит из 4 последовательных секций), включенной последовательно с якорем. При смене полярности на АКБ вращение не изменится, т.к. полярность изменится одновременно, и на ОВ, и на якоре. Для реверса нам нужно изменить полярность, либо на обмотке возбуждения ОВ, либо на якоре. Лучше изменять полярность на якоре.

    Для этого нужно вывести 4 вывода наружу: два от обмотки возбуждения и два от якоря, т.е. от щеток. Обмотку возбуждения нужно запитать через диодный мост (диоды выбрать по току). Теперь при смене полярности на АКБ, на ОВ она останется прежней из-за диодного моста, а на якоре изменится, что приведет к реверсу двигателя постоянного тока.

    ПАВ, схемку можете скинуть через меня. Я сейчас тоже нарисую свой вариант.

  93. Леонид:

    Уважаемые, Админ и ПАВ, поверьте и в мыслях не было, чтобы вы приняли мою шутку на свой счёт — она , скорее, насмешка над собственной электробезграмотностью…. я вполне осознал, ЧТО вы предлагаете сделать… просто мне нужно больше времени, чтобы впитать это. Разобрать стартер я смогу, припаять провода с нужным сечением тоже… — изменять коммутацию мне придётся дистанционно — расстояние по проводам примерно метров 20, потери большие, да и пожароопасно тащить такие большие токи … поэтому я вынужден буду поставить исполнительное реле, типа втягивающего — я правильно понял???
    Не сердитесь, ПАВ, Вы разговариваете со мной на сленге электриков, это как мы — парусники, говорим на смеси русского-голландского-английского-немецкого и… матерного (тоже шутка — не путать с подколкой).Если Админ пришлёт Вам мой е-мейл, я буду ему очень признателен.
    Я сегодня разговаривал с друзьями — оказывается в нашей среде мореходов — эта проблема, достаточно актуальна и многие будут благодарны за ваши решения. Уверен, что мои друзья посетят Ваш форум — для нас здесь очень много конкретики.
    Вопросы к Админу:
    - может вынести вашу помощь мне в отдельную тему, типа «Практика энерговооружения парусно-моторных судов» ???
    - как размещать фото на Вашем форуме?

    С интересом жду схемы, с уважением, Леонид.

  94. Леонид:

    Админу: при наведении курсора на раздел «электрооборудование» — на экране видно всё до УЗО, а «ЭЛЕКТОДВИГАТЕЛИ» — только верхушки букв… кстати: друзья подсказали!

  95. ПАВ:

    Админ, для реверса достаточно менять полярность ОВ, не трогая сам якорь, тем паче, что там уже есть нормальный контакт с корпусом. Коммутировать два вывода ОВ не так и сложно.
    Леонид, безусловно, тащить провода силовые так далеко- не совсем правильно. Для того и есть всякие контакторы, в т.ч. и с катушкой на 24 вольта. Те же судовые или авиационные, например ТКД, ТКС, КМ,КП.

    Т.к. ваш стартер не будет вращать холодную махину дизеля К-700, токи, естественно, потребуются поменьше, сколько- сказать трудно, т.к. тут, я тАк думаю, имеет значение и шаг винта, и диаметр, т.е. я бы начал с экспериментов с АКБ прямо на месте с измерением тока.

  96. Леонид:

    Вы правы, ПАВ, вращение винта в воде намного проще, НО….
    - стартером мы вращаем зубчатый обод маховика дизеля, где передаточное число достаточно велико, хотя без нагрузки число оборотов стартера может достигать и 13тыс !!!(сам был удивлён)…
    - двигатель, вращавший «винт ноги», имел 6 л.с. и 3тыс. об/мин под нагрузкой, при передаточном числе на редукторе «ноги» — винт в воде вращался 1860 об/мин = 31 об/сек……… нагрузка, однако….

    Поэтому мои методы «технического тыка» совпадают с Вашим мнением, т.е. надо пробовать….. если бы я только знал где эти выводы ОВ…. Вот разберу стартер( а это , как я понял неизбежно) сфотографирую и Вы тогда мне подскажете в каком месте паяться к обмоткам…. хотя я пока с трудом представляю, где я могу протащить концы наружу стартера???? С уважением и надеждой увидеть схему, Леонид.

  97. Леонид:

    разборка СТ-25 …. не получается сбросить ссылку, но если набрать в яндексе «ЯМЗ 238 Б Стартер СТ-25″ то там есть полный сборочный чертёж… по-моему на нём можно пририсовать схему новой коммутации и подключения диодного моста…. правда так и не нашёл величины токов для подборки диодов…. или по методу ПАВа замерять токи при нормальном включении… так я понял????

  98. ПАВ:

    Да, каюсь, про обороты забыл…Печалька…
    Но если там есть встроенный редуктор, о чем упоминают ваши коллеги- лодочники, то 7 тысяч об/мин будет на якоре, на выходе- носке стартера таки меньше. Мощность, я уверен, требуемая для пуска такого мотора, как ЯМЗ и перелопачивания воды, прямо зависящая от параметров движителя таки разные, хоть закройте меня в гастрономе! Тем более, что винт это- вспомогательный, а не главный.
    Если глянуть на схему стартера, поз. 11 и 49 так и обозначены «катушка», вот эти все катушки и надо выводить на улицу, заодно и тот вывод щеток, что с ними был соединен.
    Искать диоды и трансформатор для такого выпрямителя, не зная потр. тока- смысла не вижу совсем, как и неизвестно пока- может там и 12 вольт достаточно, т.к. опять же, все те же требуемые обороты, которые связаны прямо с напряжением.

  99. Леонид:

    Здравствуйте, ПАВ.
    Спасибо за участие.
    Попробую обобщить осмысленное мной в решении и высказанное Вами с Админом. Если ошибусь поправите….
    - ст-25 под нагрузкой просядет в оборотах, но, скорее всего, их будет достаточно для вращения винта в воде (а точнее говоря возникнет достаточный упор для поворота корабля вокруг оси — вот тогда можно закрыться и в гастрономе, или , как мы говорим, «накрыть палубу»), и ,при этом, стартер не будет сильно перегреваться., тем более что режим эксплуатации кратковременный от2-3 до 30 сек максимально.
    - вопрос:
    1. «+» на ОВ и «-» на якорь — вращение в одну сторону;
    2. «-» на ОВ и «+» на якорь — вращение в ту же сторону???
    3. «-» на ОВ и «-» на якорь — тогда в другую??????
    4. «+» на ОВ и «+» на якорь — тогда в другую ????

    - ведь это все возможные варианты. ПРЕПОЧТИТЕЛЬНО что???

    И, если не трудно, — схему Э3(электрическую принципиальную)…. плиз!

  100. ПАВ:

    Реверс обмотки возбуждения я имел в виду такой- те два вывода, которые вы выведете наружу должны меняться местами(условно) и включаться всяк раз последовательно с якорем.
    Надо узнать у уважаемого админа, как прикреплять схему, тогда проще станет.

  101. Админ:

    Леонид, схемка у меня готова. Если вечером доберусь до компьютера, то скину Вам на почту.

    ПАВ, Ваш вариант Вы можете скинуть через меня.

  102. Леонид:

    Спасибо всем, буду терпеливо ждать….. разобрали стартер, …. с «ногой» всё соединилось «на ура»….. сейчас раскисают болты щёток ….. если сегодня придёт схема, то завтра , может, соберём…..

  103. Леонид:

    Админу:Большое спасибо, схема абсолютно прозрачно грамотная и понятная… и комментарии. Буду пробовать, СПАСИБО за добрые пожелания.!!!!….
    ПАВу: Спасибо за участие… вот только бы ещё цифровые обозначения элементов на схеме расшифровать….

  104. Леонид:

    Что касается токов……. мощность стартера=8 Квт, напряжение=24 вольта, следовательно, по закону Ома, ток = 8000вт/24в =333,34 Амп, наверное диодов по 500Ампер хватит???? Логично???

    ВСЕХ с Праздником НАШЕЙ ПОБЕДЫ !!!!

  105. ПАВ:

    Нет, не совсем, т.к у стартеров указывается не потребляемая, а мощность на валу. И не просто так, а при заданном крутящем моменте. А еще для стартеров нормируется ток при нормированном тормозном моменте. Сами считайте- стартер ВАЗ СТ221 при заявленной мощности 1,3 кВт должен был бы потреблять всего 1300:12=108 ампер, такой ток кратковременно обеспечит АКБ меньшей емкости, чем 6СТ55 с током реальным 300…ампер.
    Да и не получите вы от выпрямителя в однофазной сети при таком токе потребления нормальное питание мотора, которое вы рассчитали. Все-таки не торопитесь, попытайтесь измерить ток с винтом.
    И еще раз- РАЗНЫЕ это нагрузки- крутить винт в воде и коленвал мотора с густым маслом на холоде.
    Вот данные справочника «Электрооборудование автомобилей», про ваш стартер там нет, но есть близкий- СТ103:
    24 В, 5,2 кВт, потр. ток на ХХ 110 А(не более), 5000 об/мин, тормозной момент 60Н*м, потр. ток 825 А.

  106. Леонид:

    Спасибо, ПАВ, доходчиво и аргументировано….ну , естественно у меня ума хватает питать стартер от АКБ с подзарядкой от зарядного устройства, как правило подобная работа кратковременна и зависит от эффективности работы винта в трубе….. есть ,правда, мысль со временем перейти на дистанционное управление, где роль руля будет исполнять подрулька… но это если всё будет работать исправно и грамотно.
    Ещё раз с праздником!!!!

  107. Вячеслав:

    Добрый день. Собрал вашу схему именно с таким двигателем и для буровой. Но хотелосьбы узнать в какую часть схемы мне поставить именно пусковой кондер (120МКФ — 400В). У меня запуск в среде глин, суглинков итд, очень проблематичен и приходится газовым ключом создавать момент (((. И желательно чтоб я мог нажатием кнопки в момент вращения придать ему мощности этим кондером(естественно кратковременно).

  108. ПАВ:

    не спасет вас и тыща мкФ.

  109. Вячеслав:

    А чисто теоретически куда его поставить в схеме чтоб он давал пусковой момент, хотябы только в одну из сторон?

  110. Любомир:

    подключил по такой схеме двигатель КД-30-У4 и он вращается только в одную сторону.Что я мог сделать не так??

  111. Админ:

    Любомир, для КД-30 реверс делается несколько иначе. Вот Вам наглядный пример реверса, только для КД-25. Отпишитесь потом о результатах.

  112. ЮАР:

    Вячеславу. Если по условиям пуска однофазного двигателя требуется более высокий момент, то параллельно рабочему конденсатору на время пуска необходимо подключить пусковой конденсатор, емкость которого выбирают опытным путем для получения наибольшего пускового момента. По опыту могу сказать, что емкость пускового конденсатора можно взять в 2-3 раза больше рабочего.

  113. марат:

    здравствуйте Админ.все подключили работает но одно. но почему то в одну сторону крутится быстро а в другую медленно?

  114. Админ:

    Марат, на холостом ходу проверяли?

  115. Дмитрий:

    Здравствуйте!
    Собираю бурильную установку по Вашей схеме.
    Вроде всё понятно, но возникла проблема с подключением двигателя.
    Двигатель АИРЕ80 2,2кВт 220\380в изначально был подключён на 380в.
    6 выводов U1 U2 V1 V2 W1 W2
    И возник такой вопрос:
    Правильно понимаю, что конденсатор подключается на V1 V2?
    И что делать с выводом W1, остаётся свободным?
    И ещё конденсатор нужен 150мкф?
    Подскажите пожалуйста новичку.

  116. ПАВ:

    Найдите тему о включении трехфазника в однофазную сеть, внимательно посмотрите схемы. Лишнего и свободного там нет и быть не может ничего, хоть в треугольнике, хоть в звезде- все выводы должны быть пристроены.
    Все три обмотки мотора равнозначимы.

  117. Дмитрий:

    Включить трёхфазный двигатель в однофазную сеть, нет проблем.
    А вот запустить с реверсом через пускатели, как на схеме выше
    оказалась проблема с подключением в самом двигателе.Щиток собрал.
    От щитка на двигатель идёт 4 провода,2 перемычки, что должны быть
    на двигателе я так понимаю заменяют 2 пускателя ( вращение в лево, право)
    а вот нужна ли 3 перемычка, где поставить и к каким клеммам подсоединить
    конденсатор для меня вопрос. Не хочется прбовать методом тыка.
    Клемник двигателя, 6 проводов:
    W2 U2 V2

    U1 V1 W1

    На U1 U2 W2 V1 идут провода от щитка, а вот W1 и V2 остаются пустыми.
    Совсем запутался.

  118. Дмитрий:

    Долго думал.
    При подключении трёхфазного двигателя в однофазную сеть,
    на клеммах двигателя ставим 3 перемычки, подключение треугольником.
    В данном случае две перемычки имитируют контакторы и меняются в зависимости от направления, а вот третью перемычку не кто не отменял и остаётся на
    месте.
    Тоесть я должен установить одну перемычку на V2 W1 и подсоединить
    конденсатор на V1 и V2,W1
    Правильно?

  119. Админ:

    Дмитрий, вот Вам в помощь статья про реверс трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть. В ней замените контакты переключателя на контакты контактора. Если будут вопросы, то спрашивайте — нарисую схему.

  120. Константин:

    Здравствуйте!
    Возможно ли к вашей схеме вместо ПКЕ 222-3 подключить
    китайский трехконопочный пульт от талей модели РА,
    у него выходит четыре провода.
    Буду признателен за ответ.

  121. Андрей:

    Здравствуйте!
    Подскажите, можно данное оборудование и схему применить к двигателю АИРЕ-80В2УЗ, мощностью 1,5Kw. Он ведь по характеристикам вроде как такойже только мощность на 1,5 Kw.

  122. Админ:

    Да, можно, только автомат лучше установить на 10 (А).

  123. Андрей:

    Спасибо! Всё получилось.

  124. Alex:

    У меня такой вопрос,где в цепи вставить концевые выключатели?Схему хочу применить в подьёмнике

  125. Админ:

    Alex, контакты «конечников» подключаются в цепи управления, например, перед кнопкой «Стоп» или после катушек контакторов.

  126. Дмитрий:

    Добрый день, ознакомился с вашей схемой, но есть один момент, у меня двигатель 220 в от старой советской стиральной машинки, так вот там выходит всего три провода, а не 4 как на вашей схеме, подскажите как мне сделать реверс этого двигателя? Где рабочая и пусковая обмотки я разобрался,. Распаечных коробок на движке нет, только провода торчат.

  127. Админ:

    Дмитрий, укажите тип Вашего двигателя, если конечно на нем сохранилась бирочка. А также почитайте статью про реверс однофазного двигателя на примере КД-25.

  128. Роман:

    Здравствуйте. Столкнулся спроблемой следующего характера. Временно снял автомат включения электродвигателя, при обратной сборке обнаружил, что вращение происходит в другую сторону. Метки на проводах затерты, бирки нет. При смене полярности пусковой обмотки вращение изменяется, но пусковая обмотка как будто не подключается. Внешне конденсатора нет, автомат с отключаемой пусковой обмоткой. Сопротивление 0,50 и 0,16. Поискав по статьям ничего не нашел.

  129. Админ:

    Роман, что значит «как будто бы не подключается». В чем это выявляется?

  130. валерий:

    день добрый!
    есть идея в курятнике сделать открытие и закрытие лаза для кур по времени.
    механическую часть собрал из 12 В. мотор редуктора стеклопоодъёмника .
    а вот дальше хуже с электрикой хоть не совсем профан но…
    из двух пятиконтактных реле я сделал реверс, а вот как дальше ..
    есть два электронных таймера 220 вольт (купил в хоз магазине 400 р.) есть пару реле РВ3 (реле времени трёхцепное).
    чего хочу:
    1. 7-00 включилось освещение/вытяжка
    2. 7-30 открылся лаз
    3. 9-00 отключилось освещение/вытяжка
    4. 18- 00 включилось освещение/вытяжка
    5. 19-00 закрылся лаз
    6. 20-00 отключилось освещение/вытяжка
    помогите с идеей (схема/ рисунок какие материалы надо …
    спасибо

  131. ПАВ:

    Вы сделали лишнюю работу- ЭРВ имеет конт группу на переключение, с его помощью и управляете открытием/закрытием лаза, а вторым можно свет и вентиляцию включать/выключать.
    Что значит «трехцепное»- там три независимых цепи, или три контакта?

  132. Админ:

    Валерий, с помощью двух одноканальных таймеров и можно осуществить задуманное. Один таймер на управление освещения/вытяжки, а другой — на управление лаза. По таймерам у меня написано на сайте две подробные статьи со всеми схемами и настройкой: электронный недельный ТЭ-15 и механический суточный Orbis Mini T.

  133. виктор:

    насколько я понял схема работает если в ней присутствует только рабочий конденсатор.а будет она работать если дв-ль пускается только с пусковым например 2.2 квт -1500 об\мин
    он должен откл.после запуска
    спасибо.

  134. ПАВ:

    Нет, не так- схема будет работато нормально с родным фазосдвигающим конденсатором, расчетным. А пусковой, в некоторых случаях, облегчит пуск мотора.
    Мотор построен так, что ему конденсатор нужен всегда.

  135. Сергей:

    Здравствуйте меня заинтересовала ваша схема так как на защиту диплома нужно сделать схему реверса, у меня имеется однофазный двигатель кд-6-4-у4
    на всеголишь 6 вт чтобы на стенд спокойно уместить, он не конденсаторный выводы промаркированы как с1,с2 и в1,в2 скажите пожалуйста он подойдёт?

  136. Сергей:

    просто я не понял где у вас пусковая а где рабочая а если перепутать то он проработает не долго !!!

  137. ПАВ:

    Сергей, КД-6-4 не может быть неконденсаторный ! Мало того, ему еще и резистор нужен, неужели у вас интернет на переучете?

  138. Андрей:

    Здравствуйте! Нужно сделать реверс на двигатель 2,2 кВт, есть тумблер 2ППН-45, рассчитан на 20А и 27В. Подскажите выдержит ли он такую нагрузку, или лучше не стоит его применять?

  139. ПАВ:

    Если он на 27 вольт, то там и применяйте, и дело не в нагрузке- токе, а в рабочем напряжении.

  140. александр:

    Здравствуйте форумчане. Опишите пожалуйста схему подключения без кнопки » стоп » и самоподхвата. Возможно не понятно объясню, но всё же. У меня стоят дополнительный н.з контакты на каждом контакторы. Первый контур работает нормально от первой кнопки и вторая блокируется, всё чётко, а второй контур работает по принципу: нажимаю на вторую кнопку, срабатывает контактор но двигатель не крутит пока одновременно не нажмёшь первую. Я понимаю, что где то что то не доцепил в цепи. Помогите пожалуйста. А лучше монтажную схему нарисовать. Спасибо заранее.

  141. марина:

    всем здравствуйте! подскажите, куда в этой схеме сирену подключить?

  142. Не то пальто:

    Нулевой провод на двигатель должен как и фазный «рубиться» контактами реле К1 и К2. Это в целях безопасности. В противном случае при «попутаной» фазе с нулем, обмотки двигателя будут под фазой, что не есть хорошо.

  143. Админ:

    Не то пальто, согласен. Если позволяет количество контактов, то лучше так и сделать.

  144. La2Walker:

    Изменить направление вращения однофазный асинхронный двигатель в другую сторону против часовой стрелки. Для этого достаточно переподключить одну из обмоток однофазного асинхронного двигателя либо рабочую либо пусковую.

  145. Виталий:

    Надо поменять соотношение концов обмоток пусковой и рабочей. Начало пусковой обмотки подключить с концом рабочей а конец пусковой с началом рабочей обмотки или наоборот, без разницы, главное поменять соотношение.

  146. Сергей:

    Добрый день! В электрике практически ноль, но все же задам вопрос, т.к. собираю информацию как сделать правильно. Имеем винтовой подъемник в личных целях, он на 380. В новом гараже только имеется 220. Хочу приобрести два эл.мотора на 220 для 1-фазной сети и их установить. Так вот будут ли они работать с реверсом по данной схеме? Сейчас шкаф управления на 380, соответственно пускатели тоже на 380.

  147. ПАВ:

    Меняйте пускатели для начала. А затем и по схеме можно поговорить, т.к. неведомы ни типы моторов, ни схема ШУ.

  148. Виталий:

    Сергей, а у Вас один мотор используется для подъёма а другой для опускания подъёмника? Если да то вам не нужна эта схема. Ваша схема на 380в Вам вполне подойдёт с небольшими переделками. Вот только надо посмотреть на сколько вольт катушки ваших пускателей. Если на 380 то надо поменять или катушки в них на 220 поставить или сами пускатели поменять. Вам только надо правильно сами обмотки двигателя правильно вывести по этим ссылкам с этого же сайта. http://zametkielectrika.ru/podklyuchenie-odnofaznogo-kondensatornogo-dvigatelya/ http://zametkielectrika.ru/kak-opredelit-rabochuyu-i-puskovuyu-obmotki/ Если же один мотор Вам нужен для подъёма и опускания то тогда Вам подойдёт эта схема.

  149. ПАВ:

    Смысл в двух моторах на винтовом подъемнике? Ну разве что на подъем мощи не хватит, но это же усложнит все.

  150. Виталий:

    Ну не знаю зачем ему два мотора. А для одного ему эта схема вполне подойдёт. В принципе в схеме достаточно много лишнего есть, её проще можно сделать.

  151. Сергей:

    Подъемник фирмы Инкост, модель 1018. Изначально он имеет два электромотора, по одному на каждую стойку, оба они работают как на подъем так и на опускание. Модели эл.моторов стоят АИР90L6У3. В клеммной коробке моторов выведены только три конца обмоток. Я так понимаю изначально он не предусмотрен для подключения в сеть 220 путем треугольника.

  152. Виталий:

    Нет, и не надо, его и так можно на 220 подключить. Но не стоит, мощность упадёт в два раза даже если правильно кондёры подобрать. Купите лучше два мотора на 220в соответствующей мощности и соединяйте параллельно как в этой схеме, это чуть сложнее чем один мотор подключить но можно. Только я не знаю, подойдут ли моторы соответствующей мощности по габаритам, они скорее всего будут больше по размерам.

  153. Сергей:

    Если эти моторы переделывать на 220 с кондерами то пустой он может быть еще свои же лапы и поднимет. а с автомобилем огромный вопрос. Моторы на 1 фазу 220 по габаритам получаются такие же практически как и родные на 380.

  154. Виталий:

    Мощность моторов на 220в такая же как у моторов на 380? КВт столько же? Если да, то смело делайте по этой схеме. Только все контакты от обоих двигателей соединяйте строго параллельно. Только учтите сечения проводов для мотора на 220в должны быть на треть больше так как ток у мотора на 220в будет больше при одинаковой мощности.

  155. ПАВ:

    Естественно- при той же мощности трехфазник будет меньших размеров, а если частоту питания повысить, то еще меньше, нового тут ничего. Но если поискать, то наверняка и с этими и напряжением 220 выход есть. Да и не теряется половина мощности при грамотно подобранных конденсаторах, вот только сложно будет обеспечить их синхронную работу без перекоса лап.

  156. Виталий:

    Если мотор на 380/220 подключить в сеть 220в треугольником то можно выжать с него при правильно подобранных кондёрах не более трети от номинальной мощности мотора. А что бы мощность была 100% от сети 220 то надо подключать специальный частотник который стоит дорого. А так, если хотите что бы мощность была 2/3 от номинальной нужно выводить все шесть концов на вашем моторе и подключать их треугольником и правильно подбирать кондёры. При этом нужно правильно подбирать ещё и пусковые кондёры которые после пуска соответственно нужно отключать, то есть правильно собрать устройство пуска. И не факт что таким макаром моторы запустятся под нагрузкой. А на счёт частоты — она у нас в сети стандартная 50 герц. ПАВ наверное имел ввиду обороты движка. Чем оборотистей движок тем меньше меди естественно, так как полюсов меньше и соответственно движок меньше. Мой Вам совет Сергей — ставьте лучше заводские движки на 220в по вышеизложенной схеме.

  157. Виталий:

    Извиняюсь, в начале я написал не более трети. Правильно — не более 2/3. Хотя я дальше так и написал.

  158. Виталий:

    Кстати, забыл, движки на 220 надо с такими же оборотами как и те на 380 что стояли.

  159. Сергей:

    Всем спасибо за консультацию. Брать буду моторы на 220В. Соберу пост по указанной схеме. Моторы на 220 схожи по характеристикам к родным на 380. По мощности они одинаковые, а обороты у мотора на 220 немного выше.

  160. Виталий:

    Пожалуйста. Немного выше — это нормально.

  161. ПАВ:

    На сколько? Сотни или десятки об/мин?

  162. Рома:

    У меня двигатель ( 220 В )на тельфере в одну сторону идет, а в другую не вращается-гудит.В чем может быть причина? Может дело в редукторе, который там имеется? В внутрь двигателя уходит 3 провода.Померял сопротивления на аналогичном двигателе, там оно гораздо больше.

  163. ПАВ:

    Гадать, как двигатель называется прикажете?

  164. Рома:

    Там нет бирки, даже места для нее.Один известно -1350 Вт( именно он гудит ), и сопротивление его обмоток ниже, другой-900Вт,5.9А.Больше нет данных.Теоретически можно попробоватьпоискать по маркировке самого тельфера, надеясь узнать тип установленного на него эл.двигателя.Но сомневаюсь…

  165. ПАВ:

    Вас может выручить тестер, схема- таких типовых много и понимание процесса.
    То, что на моторе бОльшей мощности сопротивление обмоток меньше- так и должно быть. Остальное- сравнивайте, ведь и двигатель подъема и двигатель перемещений работают по одной схеме по сути.

  166. рашид:

    А с пультом схему кинте пожалуста?

  167. Михаил:

    Если я правильно понимаю, в этой схеме пусковая обмотка всё время работы будет подключена? Но тогда она будет греться. Или я что-то не понимаю? Заранее спасибо за ответ.

  168. ПАВ:

    Увы, не понимаете. Если конструкция и схема предусматривают именно такое включение и режим, от чего ей греться? Да, греется, не более, чем рабочая. Кстати, об этом уже х/з сколько писалось, она не только пусковая, а и фазосдвигающая.

  169. Михаил:

    Спасибо за ответ. Тогда получается эта схема пригодна для конкретных двигателей. У меня есть двигатель от старой стиральной машины, так в нем пусковая обмотка подключается только на время пуска и если она не отключится, то сгорит. Значит мне эту схему придется доработать?

  170. ПАВ:

    Нет, не пригодна- разные схемы предполагают разное конструктивное решение моторов. Вот там, где пусковая включается кратковременно, так тому и быть, включение пусковой обмотки постоянно, через конденсатор пользы не принесет. Включение и работа мотора с конденсатором, как в случае с АИР-80Е есть решение только для данной конструкции. Впрочем, этот мотор можно включить и запустить и без конденсатора, но направление вращения может быть любым. Покрутите ротор при пуске вправо, пойдет вправо. Влево-влево.
    Мотор с с пусковой обмоткой устроен иначе, там пусковая- для пуска и не более.

  171. Михаил:

    Спасибо за разъяснение.

  172. Михаил:

    Добрый день. Электродвигатель 5АИЕ 80С2 У2 2.2 Квт однофазный два конденсатора
    1) 40 мкф 450 В
    2) 150 мкф 250 В
    На клемнике V2 U2 Z2 Z1 V1 U1 уходят 6 проводов
    U2 и Z2 соединены перемычкой
    V1 U1 соединены перемычкой
    конденсатор 150 мкф V2 Z1
    конденсатор 40 мкф Z1 V1
    Подскажите как сделать реверсивное включение?

  173. ПАВ:

    Где эти конденсаторы- в коробке, или отдельно висят?

  174. Михаил:

    В коробке. Это заводская конструкция.

  175. палыч:

    а можно как то автоматизировать реверс однофазного двигателя? чтобы не кнопками а само переключалось. например минуту в одну сторону крутится минуту в другую? плюс добавить как то регулировку оборотов? двигатель
    TYPE R1C 225 F 2 BC 06-12-144776
    200-240v 0.35A P1 70W cos ф0.8
    ISOL.CLB 50Hz P2 25W 60Hz P2 30W
    N1 2700 tr/min N1 3240 tr/min
    2mf N2 30tr/min N2 36tr/min

    спасибо

  176. ПАВ:

    Про реверс с помощью таймера уже писалось/обсуждалось, поищите, а вот с оборотами просто так не выйдет, регулировать можно только с помощью частотника.

  177. Александр:

    По вашей схеме с пускателями ,все работает классно.Двигатель вращает буровую ,когда клинит бур он автоматически начинает левое вращение.Как сделать чтоб он просто останавливался ,ведь при левом вращении начинает откручивать резьбы на штангах?

  178. ПАВ:

    А за счет чего это он автоматически, или у вас там автореверс? Ну так отключите.

  179. DK1956:

    Д.д.! Мучает вопрос, как у двигателя АИРЕ80С2 управлять частотой вращения? Понятно,что частотником, но каким и как его подключить? С нетерпением ждуответа!

Оставить комментарий