Сборка и установка щита в гараже. Часть 2

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_33

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Продолжаю статью про сборку щита для гаража и его установку.

Напомню, что в первой части пристальное внимание я уделил непосредственно самому щиту ЩРн серии «UNIVERSAL» от IEK на 24 модуля и подготовке к сборке схемы.

А теперь приступим к коммутации, о чем я Вам подробно и расскажу в данной статье.

Еще раз пробегусь по компоновке щита.

На верхней DIN-рейке установлены:

  1. Вводной автоматический выключатель ВА47-29 с номинальным током 25 (А) и характеристикой С
  2. Расцепитель максимального и минимального напряжения РММ47 (читайте о нем в отдельном и очень подробном обзоре с испытаниями)
  3. Однофазный электронный счетчик электрической энергии STAR 304/1 R2-5(60) прямого включения
  4. Цифровой вольтамперметр D52-2042 (читайте про технические характеристики и схему подключения)
  5. Вводное УЗО ВД1-63 с номинальным током 50 (А) и током утечки 30 (мА)

На нижней DIN-рейке установлены:

  1. Автоматический выключатель ВА47-29 с номинальным током 3 (А) и характеристикой С для питания вольтамперметра D52-2042
  2. Автоматический выключатель ВА47-29 с номинальным током 10 (А) и характеристикой В для линии освещения гаража
  3. Автоматический выключатель ВА47-29 с номинальным током 16 (А) и характеристикой В для розеточной линии гаража и дополнительной розетки в щите
  4. Розетка для DIN-рейки РАр10-3-ОПс

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_14

Сразу сделаю пояснения по УЗО.

Я уже говорил и повторюсь, что УЗО должно быть, по возможности, всегда на одну ступень выше по номинальному току, нежели номинальный ток, установленного перед ним автоматического выключателя. В нашем примере номинальный ток вводного автомата составляет 25 (А), а значит УЗО должно иметь номинальный ток не менее 32 (А). Таким образом, вводное УЗО у нас будет защищено от перегруза (сверхтока), как и требует от нас ПУЭ (п.7.1.75 и п.7.1.76). Но в наличии УЗО на 32 (А) и 40 (А) не было, поэтому было приобретено УЗО на 50 (А) с током утечки 30 (мА).

kak_ustanovit_uzo_do_avtomata_ili_posle_3

Определимся с маркой и сечением проводов для монтажа.

Согласно технических условий (ТУ) для гаража, вводной автомат имеет номинал 25 (А), а значит всю силовую коммутацию щита я буду выполнять медными проводами сечением 6 кв.мм.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_34

Безусловно можно использовать сечение и 4 кв.мм, этого тоже будет вполне достаточно, но вдруг хозяин гаража в ближайшем будущем решит немного увеличить разрешенную мощность, согласовав и заменив вводной автомат с 25 (А) на 32 (А). Тогда ему не придется ничего переделывать в щите, кроме замены, непосредственно, вводного автомата. Так сказать, сделал ему небольшой запас для расширения мощности.

vremya_tokovye_xarakteristiki_avtomaticheskix_vyklyuchatelej_21

Для удобства монтажа я выбрал гибкий провод ПуГВ (по старому ПВ-3).

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_35

Коммутацию для питания вольтамперметра и щитовой розетки я буду выполнять тоже гибкими медными проводами ПуГВ, но только сечением 2,5 кв.мм.

Естественно, что при монтаже будет соблюдаться цветовая маркировка проводов: фазные проводники будут иметь белый цвет, нулевые — синий, а защитные проводники РЕ — желто-зеленый.

Коль у нас будет применен гибкий провод, то при подключении к устройствам и аппаратам защиты его концы необходимо опрессовывать. В качестве наконечников я буду применять одинарные и двойные втулочные НШВИ, а кое-где кольцевые изолированные НКИ, соответствующих размеров.

izgotovlenie_dlinnyx_nakonechnikov_nshvi_17

izgotovlenie_dlinnyx_nakonechnikov_nshvi_15

Немного об инструменте.

Для снятия изоляции я буду применять, уже известные Вам, клещи Книпекс 12 40 200, а для опрессовки втулочных наконечников — пресс-клещи СТК-02 и СТК-03 от КВТ с прямоугольной матрицей.

kleshhi_dlya_snyatiya_izolyacii_knipex_клещи_для_снятия_изоляции_Книпекс_11

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_36

Сборка щита

Питающая фаза у нас будет приходить сразу на верхнюю клемму вводного автомата, а ноль — непосредственно на клемму (3) счетчика. Сразу же приложу схему щита, чтобы было более понятнее и нагляднее.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_37

Начнем с фазы!

С нижней клеммы вводного автомата 25 (А) один проводник прокладываем на клемму (D2) расцепителя РММ47, а второй — на клемму (1) счетчика.

Напомню, что при подключении к счетчику необходимо использовать удлиненные наконечники порядка 15-17 (мм), либо воспользоваться методом удлинения более коротких наконечников, про который я Вам рассказывал в отдельной статье.

Затем с клеммы (2) счетчика прокладываем проводник через сквозное отверстие вольтамперметра и подключаем его на верхнюю клемму (1) вводного УЗО (по этому проводнику у нас будет осуществляться контроль величины тока нагрузки).

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_41

С нижней клеммы (2) вводного УЗО делаем перемычку на ряд отходящих групповых автоматов, установленных на нижней DIN-рейке. Эти все автоматы соединяем между собой с помощью однополюсной (однофазной) гребенки. Более подробнее про разновидности гребенок и их подключение я рассказывал в отдельной своей статье — вот знакомьтесь.

Отмеряем гребенку для подключения трех автоматов и обрезаем ее токоведущую часть (медную шинку).

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_42

Затем обрезаем пластик (корпус гребенки) необходимой длины и вставляем в него нашу подготовленную шинку.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_43

С торцов гребенки устанавливаем пластиковые заглушки.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_40

Получилась у меня вот такая вот маленькая гребеночка на три автомата.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_38

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_39

Теперь прокладываем проводник от клеммы (2) УЗО до верхней клеммы автомата 16 (А) и подключаем его совместно с заранее установленной гребенкой. В этом случае, главное правильно прижать гребенку к клеммам автомата, чтобы не было перекосов.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_44

Вид с обратной стороны.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_45

Но лично я рекомендую Вам при подключении проводников к гребенке все же использовать не представленный выше способ, а раздельное подключение проводника и гребенки, например, применив соединительную гребенку типа Fork (вилка). Благо, что большинство современных автоматов уже имеют такую возможность.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_48

Таким образом, проводник и гребенка у нас будут подключаться отдельными зажимами автомата и шанс каких-либо перекосов будет минимальным.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_49

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_50

Еще вариант, это использование специальных клемм-соединителей при подключении проводника совместно гребенкой.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_53

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_54

Теперь расключим все нули!

Питающий ноль будет приходить непосредственно на клемму (3) счетчика. С клеммы (4) счетчика делаем перемычку на верхнюю нулевую клемму (N) вводного УЗО. Отсюда же, нам нужно сделать перемычку на клемму (D1) расцепителя РММ47. Дело в том, что если ноль для расцепителя подключить после УЗО, то оно у нас будет ложно срабатывать, т.к. фазный проводник подключен перед УЗО (читайте статью про ошибки при подключении УЗО и дифавтоматов).

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_46

Теперь с нижней нулевой клеммы (N) вводного УЗО делаем перемычку на нулевую шину N. В качестве нулевой шины я выбрал верхнюю шину, а нижняя будет использоваться в качестве РЕ шины.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_47

Несколько слов о нулевой шине.

Дело в том, что у того же щита серии PRIME сверху на держатели шин устанавливаются пластиковые заглушки (крышки), которые фиксируют шины в определенном месте держателя, т.е. есть возможность установить несколько шин на некотором расстоянии друг от друга и они не будут перемещаться внутри держателя. Это очень удобно!

obzor_raspredelitelnogo_shhita_shrnv_serii_prime_ot_iek_обзор_распределительного_щита_щрнв_серии_прайм_от_иэк_44

obzor_raspredelitelnogo_shhita_shrnv_serii_prime_ot_iek_обзор_распределительного_щита_щрнв_серии_прайм_от_иэк_45

В нашем же щите шина никак не фиксируется в держателе и свободно перемещается внутри него. Поэтому я решил закрепить шину с помощью двух винтов М4 непосредственно к основанию пластикового держателя. Кстати, там для этого даже имеются специальные отверстия и мне не пришлось сверлить их самостоятельно. Видимо, производитель именно такой метод крепления шин и имел ввиду, только вот винты в комплект не предусмотрел.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_55

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_56

Теперь у нас шинка прочно закреплена в держателе и не перемещается внутри него, что нам и требуется!

Силовая часть щита собрана и теперь нам осталось подключить вольтамперметр и розетку щита.

С нижней клеммы первого автомата 3 (А) прокладываем фазный проводник на клемму (1) вольтметра, а на клемму (2) подключаем ноль с нашей нулевой шины N.

С нижней клеммы третьего автомата 16 (А) прокладываем фазный проводник на одну из клемм (слева) розетки, а также ноль — с нулевой шины N.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_57

В домашних условиях решил заранее закрепить проводник для заземления дверцы, который шел в комплекте со щитом.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_28

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_58

Здесь, кстати, имеется один нюанс, который категорично не хотят учитывать производители металлических щитов. В комплекте всегда идет перемычка, которая устанавливается для заземления дверцы щита. Но почему-то эту перемычку делают такой короткой, что хватает лишь до ближайшего болта заземления на корпусе щита! В принципе, так делать можно и в физическом смысле это не так уж и критично! Но согласно ПУЭ, заземлять каждый элемент нужно отдельным проводником, а значит с шины РЕ нужно прокладывать два отдельных проводника, один на дверцу, а другой на корпус щита.

Вот, в принципе, сборка щита и завершена!

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_59

Осталось только с шины РЕ проложить два проводника — для заземления розетки и корпуса щита. Но сделаю я это уже, непосредственно, на объекте.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_63

Итак, приступим к установке настенного крепежного комплекта. Он идет в отдельном мешочке со всеми болтами, гаечками, шайбочками, а также с наклейками знаков безопасности и маркировки, проводником заземления и т.п.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_22

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_27

Перейдем к установке крепежных зацепов.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_60

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_87

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_62

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_61

Забегу вперед и отвечу на вопрос про опломбирование вводного автомата и расцепителя минимального и максимального напряжения РММ47.

Здесь есть три варианта.

Первый вариант — это установка вводного автомата и расцепителя в боксе типа КМПн. Про этот способ я очень подробно рассказывал в отдельной статье про способы пломбировки вводных автоматов.

plombirovka_vvodnogo_avtomata_пломбировка_вводного-автомата_34

plombirovka_vvodnogo_avtomata_пломбировка_вводного-автомата_35

Второй способ — это пломбы в виде наклеек на клеммы коммутационных аппаратов.

plombirovka_vvodnogo_avtomata_пломбировка_вводного автомата_28

Третий способ — это опломбирование лицевой пластиковой панели щита, т.е. по сути, всего щита. Для реализации данного способа на пластиковой панели имеются специальные проушины для продергивания проволоки для пломбы.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_64

А вдруг, со временем, Вы решите добавить дополнительные отходящие автоматы, дополнительные устройства автоматики или индикации?! А вдруг, какое-нибудь устройство выйдет из строя и его необходимо будет заменить?! К тому же периодически необходимо обслуживать щит, протягивать клеммы коммутационных аппаратов, нулевых шин и т.п.

В рассматриваемом варианте у Вас будет полностью закрыт доступ в щит и для осуществления вышеперечисленных манипуляций Вам каждый раз необходимо будет приглашать инспектора, срывать пломбу, составлять акт (скачать образец акта), а после выполненных работ вновь производить опломбирование и причем оно будет для Вас уже не бесплатным, т.к. инициатива срыва пломбы изначально была Ваша.

oplombirovanie_elektroschetchika_опломбирование_электросчетчика_2

Для моего примера в гараже третий способ, конечно же, не лучший вариант, тем не менее по своему опыту скажу, что есть некоторые ситуации, где целесообразно именно запломбировать полностью весь щит.

Вместо стандартных наклеек, которые шли в комплекте со щитом, я заранее приготовил свои собственные надписи.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_65

Приклеил надписи на пластиковую панель с помощью двухстороннего скотча.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_66

Получилось достаточно наглядно и аккуратно.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_67

 

Установка щита

Вот так выглядел единственный автомат в гараже, к которому подключались все кабели. Кстати, это та самая легендарная «АПэшка».

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_68

Ввод в гараж выполнен в металлической трубе изолированным проводом с одинарной изоляцией. Не самый лучший вариант, но как мне сказали, то в скором времени вводы в каждый гараж будут заменять.

Новый щит будет установлен в этом же месте. Старый автомат я пока отключать не стал, а лишь снял его со стены и увел в сторону, чтобы была возможность подключить перфоратор, да и вообще было освещение в гараже для выполнения монтажных работ.

Сделал разметку, просверлил отверстия и закрепил новый щит к стене, конечно же используя при этом уровень. Кстати, тут же вспомнил, что в пластиковом щите серии PRIME был даже встроенный уровень.

obzor_raspredelitelnogo_shhita_shrnv_serii_prime_ot_iek_обзор_распределительного_щита_щрнв_серии_прайм_от_иэк_17

В данном же случае я использовал, уже известный Вам, уровень электрика Stabila Pocket Electric. Он легкий, компактный и всегда находится при себе (в сумке с инструментом). Как видите, я использую его не только для установки розеток и выключателей, но и для щитов.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_69

Хоть стены в гараже и не ровные, тем не менее щит должен стоять в правильном пространственном положении!

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_70

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_71

Затем сделал подготовку трассы под гофру, установив соответствующего диаметра клипсы! В эту гофру позже проложу вводные провода.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_72

Пока еще в щите нет рамы, решил к корпусу щита подключить РЕ проводник, который в дальнейшем подключу на РЕ шину. Его удобнее подключать, когда в щите нет рамы!

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_73

А вот теперь можно смело устанавливать раму в щит. Еще раз убедился в преимуществе щитов со съемными рамами. Даже не представляю себе, как бы я единолично размечал и, устанавливал щит со всеми аппаратами защиты и прочими устройствами.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_74

От РЕ шины проложил два проводника, один на розетку щита, а другой на корпус щита.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_75

Завел в гофру вводные провода и подключил их в щите.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_78

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_76

Электропроводка в гараже оставляет желать лучшего и в скором времени будет меняться. Ну а пока, для эстетики на старые кабели я одел гофру и завел их в щит.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_77

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_79

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_80

По вольтамперметру наглядно видно, что напряжение в сети составляет 243 (В), а нагрузка 2,6 (А).

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_81

Теперь наклеим наши наклейки «Осторожно! Напряжение» и «Заземление».

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_82

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_83

В дальнейшем, на шину РЕ будет заведен заземляющий проводник от контура заземления (заземляющего устройства), который будет в скором времени смонтирован около гаража.

И вот уже окончательный вариант с установленной пластиковой панелью.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_84

Хочу обратить внимание на то, что я не сразу заметил проставки для выламывания в углах пластиковой панели. А это как раз таки место для проводника заземления дверцы щита.

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_85

sborka_i_ustanovka_shhita_dlya_garazha_86

И уже по традиции, видео по материалам данной статьи:

P.S. На этом я закончу вторую и заключительную часть серий статей про установку и сборку щита для гаража. Если есть какие-то вопросы по теме статьи (и не только), то задавайте их в комментариях.

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:


49 комментариев к записи “Сборка и установка щита в гараже. Часть 2”

  1. Александр:

    Добрый день!

    А как же п. 1.7.135?
    «…. PEN-проводник питающей линии должен быть подключен к зажиму или шине нулевого защитного РЕ-проводника.

  2. Слава:

    Благодарю за доходчивую статью. Впервые узнал про наличие в углу пластрона проставки для ввода заземления дверцы.

  3. Дмитрий:

    -> Александр
    Вроде бы очевидно всё по приложенной схеме, что схема питания организована по системе ТТ.

  4. Александр:

    Согласен но применение схемы ТТ ПУЭ трактует как «допускается», т.е. в виде исключения. Это не претензия в Вашу сторону, просто у меня технадзор заказчика периодически «растекается мысью по древу» и задает те же вопросы.

  5. Александр:

    Здравствуйте,Дмитрий!Статья понравилась.Как уже было сказано выше,в гараже будет применена система заземления ТТ ,т.е.необходимы:хороший отдельный независимый контур заземления ,не связанный PEN-проводником питающей линии,обязательное использование 2-х ступенчатой диф.защиты(селективное УЗО+групповые УЗО).В вашем случае вводного УЗО достаточно или рулит бюджетный вариант заказа?

  6. Сергей:

    Спасибо.

  7. Олег:

    Здравствуйте! Прошу грамотных и опытных людей прояснить мне, не очень грамотному, пару вещей. Занимаюсь электромонтажом в квартирах, домах. Если захочу брать большие, более серьёзные объёмы, подряды, какие документы будут нужны? Допуск СРО? Нужно ли сдавать экзамены в Ростехнадзоре и кто вообще контролирует наличие необходимых документов? Понимаю, что вопросы очень сырые, но хочу развиваться, не стоять на месте.

  8. Lounger:

    В полном соответствии с желанием заказчика и с назначением помещения.
    * * *
    «… Вот так выглядел единственный автомат в гараже, к которому подключались все кабели. Кстати, это та самая легендарная ‘АПэшка’…»
    Так это ж гараж. У Пола Маккартни дома на кухне когда-то стояла «АПэшка». На фото Джон Леннон в гостях у Маккартни заваривает себе чай. :)

  9. Lounger:

    Админ, прокомментируйте пожалуйста выбор РММ47 в качестве защиты от перенапряжения.
    Экономия места там ведь не главное было, насколько я понял. Стоимость по сравнению с РН — тоже сомнительный аргумент, учитывая необходимость одного-единственного устройства на весь щит. Гараж как не жилое помещение, а потому можно и что-нибудь попроще?
    А может быть народ потихоньку начинает понимать, что все эти популярные РН — … не, дальше не буду )))

  10. ПАВ:

    Где вы там АП-шку увидели, Lounger? А вилка/розетка тоже продукция советских заводов УТОС? Увы, обычная английская трехконтактная парочка с плоскими штырями и заземлителем, о чем в эпоху Леннона мы и не подозревали.

  11. ПАВ:

    Если речь о гараже, какие там приборы, требующие дорогой защиты, простого недостаточно?

  12. Lounger:

    ПАВ, для гаража самое то. Там же холодильника нет, а холодильник — основной аргумент за РН.
    Про АПэшку — это я пошутил, в смысле у Маккартни на кухне вон какой коммутационный аппарат висел.
    Кстати, на сайте где взял фотографию, пишут, что некоторые граждане не узнавшие Леннона постили эту фотку в сети как «ужасы коммунизма», выдавая это за кухню в советской хрущёвке)

  13. Евгений:

    А где перемычка между шинами РЕ и N?

  14. Сергей:

    Указанные пункты п.81(8)и другие из каких Правил?

  15. Сергей:

    Сергей, скорее всего это 442 ПП РФ

  16. Сергей:

    Соврал, это

    Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018, с изм. от 10.07.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», только вопрос админу от меня теперь) Причем тут МКЖД и гараж?)

  17. Lounger:

    Здравствуйте! Кто-нибудь может разъяснить про электромагнитную совместимость, или как это обычно называют? Я эти теории про всякие поля, и как они между собой пересекаются, не изучал.
    Вот стоит справа от РММ47 счётчик, вплотную к нему. А если бы вместо счётчика справа вплотную к РММ47 стоял ещё один автомат, Ампер так на 40-50? А если бы этот автомат 40-50А ещё и на другую фазу был включен? Может ли это как-то повлиять на мозги расцепителя?

  18. Lounger:

    Коробка маленькая, разводить провода неудобно. Можно ли вот так зажать расцепитель между рубильником и автоматом, независимо от того, какие полюса (фазные или нулевые) будут вплотную примыкать с обеих сторон к расцепителю. Кто что думает по этому поводу?

  19. ПАВ:

    Я бы не стал связывать механически АВ и другие коммутирующие изделия.

  20. ПАВ:

    У вас там что- высокие- радиочастоты, что о совместимости речь? Если разговор о соленоиде внутри АВ, то плевать ему на внешние волны от соседнего АВ, можете не переживать- соседний соленоид его не возбудит.
    Единственное, что может влиять- тепло.

  21. Lounger:

    ПАВ, это расцепитель максимального напряжения типа РММ47 и у него внутри электронная схема. Поэтому и спросил насчёт электромагнитного и магнитного полей — эти поля ему мозги не повредят при прохождении тока 15-20А через рубильник и автомат?

  22. Lounger:

    То есть, понятно, что расцепитель рассчитан на соединение с автоматом, а если вплотную к нему с другой стороны ещё и рубильник будет какие-то наводки давать.
    Я не совсем понятно в предыдущих комментах изложил вопрос. Если вот так с двух сторон сразу на его электронные мозги будет воздействовать электромагнитное поле — слева от рубильника и справа от автомата — ничего страшного?

  23. Админ:

    Lounger, лично я думаю, что ничего ему не будет. Как вариант, задать этот вопрос производителю, может разъяснят подробнее. Второй вариант, проверить опытным путем ;)

  24. ПАВ:

    Ну какие там наводки, от чего? Если речь о соленоиде эл-магнитного расцепителя, то поле там замкнуто в катушке и сердечнике и никак не должно влиять на соседние начинки, иначе бы не смогли нормально работать АВ со своими соленоидами в линиях, собранные на одной линейке. Вернее- были бы ложные срабатывания. Было бы влияние, было бы четко указано минимальное расстояние между АВ. Кто-то именно такое ограничение видел? Покажите!
    В ДА с таки электронной начинкой чувствительность к внешним наводкам вроде и выше должна быть, тем не менее, ставят же их рядом с остальными комм. и проч. элементами, не отдельно же, так и шкаф вместо ящика нужен будет.
    По тепловым расцепителям есть что-то, но данного вопроса это не касается.
    И еще- не считаю правильным вот такую- перемычкой на клювиках, связь АВ с чем-то еще. Для этого есть другие варианты.

  25. Lounger:

    ПАВ, Админ, спасибо за разъяснение.
    ПАВ, насчёт клювика я не совсем понял. Если речь про металлическую деталь, так она там от производителя.

  26. Lounger:

    Админ, если б жил в РФ, я Вам такую штучку прислал бы для выяснения реальных характеристик.
    Потому что:
    1. MZ209 — относительно дешёвая брендятина.
    2. Не люблю я эти популярные в ширнармассах РН.
    :)

  27. Димастый:

    Провод для заземления дверцы. Его же не обязательно делать, если на двери не будет никаких эл. аппаратов, приборов..Типа кнопок, лампочек и т.п

  28. Админ:

    Димастый, обязательно, независимо от наличия на дверце электроустановочных изделий.

  29. Lex:

    Простите, а выбор автоматических выключателей IEK — это пожелание / экономические возможности заказчика?
    В своей практике, коллекционирую негативную информацию об этих чудо-автоматах и никому не посоветую их покупать и устанавливать.

  30. ПАВ:

    Скорее- дело выкуса, как говорил Рябко. Достаточно много отзывов про ИЕК не совсем и страшных, в то же время, некоторые воротят фейс от АВВ.

  31. Lounger:

    Lex, выбор автоматов — это религиозные дела. К примеру, я не очень люблю Legrand.
    Если Вы спросите почему, я не смогу ответить. Это иррациональное чувство. :)
    А отзывы … я ориентируясь на разные отзывы когда-то пытался выбрать себе мобильный телефон. Через какое-то время понял, что это бесполезно.
    Все спецы в любых областях знаний всегда ангажированы, кто-то больше, кто-то меньше, но все. Только дилетанты могут высказываться свободно. А мнение дилетантов никого не интересует. :)

  32. Алексей:

    «Александр:
    30.08.2018 в 06:34

    А как же п. 1.7.135?
    «…. PEN-проводник питающей линии должен быть подключен к зажиму или шине нулевого защитного РЕ-проводника.»

    В данном гараже отсутствует PEN-проводник питающей линии. В гараж заходит фазный и нулевой проводник.

  33. Алексей:

    Евгений:
    04.09.2018 в 21:20
    А где перемычка между шинами РЕ и N?
    ——————————————-

    Если система ТТ, то перемычки не должно быть.

  34. Алексей:

    Вопрос для размышления.
    Может до тех пор пока шина РЕ не присоединена к заземляющему устройству не стоит присоединять РЕ-проводники к розетке и к щиту?

  35. FOX:

    Доброго времени суток. Зачем гофру завели через сальники? Атмосферные осадки через трубу (идёт на улицу) и гофру могут попасть внутрь щита.

  36. Админ:

    FOX, на входе труба защищена от попадания осадков распределительной коробкой.

  37. Павел:

    Поясните такой вопрос: устанавливаю в гараж щиток, вводной дифавтомат на 16А, затем счетчик, потом хочу поставить два 1п. автомата на розетки 16А и свет 10А. Допускается ставить автомат рабочей группы таким же номиналом как вводной?

  38. Lounger:

    Павел, если хотите получить от Админа толковый совет, напишите подробней.
    Например так: в гараж приходит кабель ВВГ 3×4 кв.мм защищённый автоматом ХХХ в главном щите, длина кабеля 10 метров. В гараже должен быть счётчик и две линии (розетки и освещение). Как правильно организовать щиток в гараже?

  39. Павел:

    Да у меня только один вопрос — можно ли ставить вводной и с рабочей группы автоматы одним номиналом?

  40. Админ:

    Павел, можно, но не нужно! Ну а если точнее, то просто напросто не будет соблюдена селективность срабатывания автоматов, например, в случае перегруза на отходящей линии, у Вас с таким же успехом будет срабатывать и вводной автомат, тем самым отключая всю квартиру или дом. А это Вам разве нужно?! При коротком замыкании аналогично!

  41. Павел:

    Понял, спасибо. Это в гараж, выделяют на гараж только 16А. Я понимаю, что рабочие автоматы правильно ставить на розетки и свет по 10А. Но например у болгарки 230-ой мощность 2,2кВт, стартовый ток еще больше и авт. на 10А будет вышибать. Поэтому я и хочу поставить на розетки то же 16А. При случае пусть оба срабатывают, для гаража это без разницы.

  42. ПАВ:

    Вы не указали, АВ с какой ВТХ примените. Поэтому, не факт, что от этой болгарки выбьет АВ на 10 ампер.
    У меня сварочник при работе 3-х мм. электродом ни разу не выбило, т.к. у АВ ВТХ «С» и только.
    Для освещения и 6-ти ампер достаточно, тем более, что сейчас все уходят он ламп Ильича.

  43. Павел:

    Да я понимаю, просто хочу чтобы на розетки запас был. Чтобы не думать: «вот это сейчас работает, а если это включу, вышибет или не вышибет». А на свет мне и 4-х хватит, у меня светодиодные трубки стоят.

  44. ПАВ:

    Ну так берите С16, в чем проблема?
    А вот с этим никак не соглашусь:… При случае пусть оба срабатывают, для гаража это без разницы…(с) Разница есть и существенная- сработает АВ нижнего уровня, сработает одновременной общий и вы в темноте гаражной скажете все, что думаете, про электрика, который это слепил.Ставьте на входе С16А, на розетки В16А, все больше шансов на срабатывание второго без первого. Для освещения 4-х хватит, только редки они 4В, можно и В6, для электроники СДЛ нормально.

  45. Павел:

    А, ну можно итак верно. Спасибо

  46. валера:

    контролеры не поймут , что за третий провод ноль идет в коробку и не опломбируют. обьяснить не удасться .

  47. Василий:

    Так все-таки, требуется ли в таком щите объединение PE и N шин при отсутствии в схеме УЗО?

  48. Алексей:

    Обращаюсь ко всем участникам которые горят желанием объединить pe и n ,как известно с 1 июля этого года ставят на столбах счетчики миртэк которые имеют счетное устройство или трансформатор тока по обоим проводникам по нулю и фазе,при перекосе фаз в линях ваш счетчик будет считать,т.к ваше заземление ближе.Сам вляпался..

  49. ПАВ:

    Все зависит от правильного подключения, а такие СЄ уже давно работают.

Оставить комментарий