
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
Сегодня я затрону тему про срок давности межповерочного интервала (МПИ) для вновь устанавливаемых счетчиков электроэнергии.
Дело в том, что в ПУЭ, п.1.5.13 четко сказано, что срок давности межповерочного интервала (МПИ) не должен превышать два года для однофазных счетчиков и один год для трехфазных.
Лично я не пойму логику данного требования!
Предположим, что Вы приобрели трехфазный счетчик и по каким-либо причинам не получилось его установить в течение года. Всякое может случится, например, какие-нибудь задержки при строительстве, различные согласования проектов, технических условий (ТУ) и т.п.
В итоге получается, что новый купленный трехфазный счетчик через год уже считается не годным и к установке не подлежит.
Выход из ситуации следующий. Либо делать ему повторную (внеочередную) поверку, по стоимости практически соизмеримую с самим счетчиком, либо приобретать новый счетчик.
Вот у меня как раз именно такой случай.
В 2016 году для одного объекта я приобрел трехфазный счетчик электроэнергии STAR 304/1 R2-5(60) от IEK.
Кстати, это электронный многотарифный счетчик прямого включения для учета активной электрической энергии с соответствующим классом точности 1 (читайте статью про требования к классам точности электросчетчиков).
Счетчик устанавливается на DIN-рейке и, имеет интерфейс связи RS-485 и оптический инфракрасный порт.
Данный счетчик был поверен в I квартале 2016 года, что отображается на пломбе с соответствующим клеймом и печатью в его паспорте.
Межповерочный интервал (МПИ) счетчика STAR 304/1 R2 составляет 16 лет.
В течение двух лет установить счетчик я не смог, по имеющимся тому причинам, а теперь Энергосбыт не принимает его в эксплуатацию, ссылаясь на ПУЭ, п.1.5.13 про срок давности его поверки. А потому данному счетчику необходимо провести внеочередную поверку за свой счет в соответствующих организациях, например, Ростест или других, имеющих аккредитацию на поверку счетчиков электрической энергии.
Лично я не согласен с требованием ПУЭ, п.1.5.13. Ну сами подумайте, счетчик новый, исправный и поверенный! Что с ним может произойти, если он будет аккуратно хранится на полочке год, два, пять, да хоть десять лет?! Тем не менее по «букве Закона» ПУЭ он считается уже не годным к установке. Согласитесь, что это абсурд!
Но да ладно, т.к. речь в статье пойдет не совсем об этом.
В общем, не так давно попалось мне на глаза одно интересное письмо от Ростехнадзора. Поясню, что любой гражданин может обратиться в Ростехнадзор, например, через их официальный сайт, и получить консультацию непосредственно от специалистов на интересующий вопрос.
Видимо, некий гражданин в далеком 2010 году уже обращался с подобным вопросом про срок давности поверки электросчетчиков, на что и получил следующий ответ. Да, письмо не совсем, так сказать, свежее, но тем не менее. Прикладываю скан-копию данного письма.
Как видите, в письме четко говорится, что требования ПУЭ, п.1.5.13 устарели и не соответствуют сложившимся условиям. В связи с этим на вновь построенных и реконструируемых электроустановках необходимо руководствоваться не ПУЭ, п.1.5.13, а «Порядком проведения поверки средств измерений», утвержденного Приказом №125 от 18.07.1994.
На данное время (2018 год) Приказ №125 уже не действует, поэтому сейчас я его рассматривать не буду, т.к. вместо него вступил в силу Приказ №1815 от 02.07.2015 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».
В принципе, требования по поверке средств измерений у них одинаковые, но я приведу цитаты из действующего документа, т.е. Приказа №1815:
Из перечисленного выше делаем следующие выводы!
Приобретенный счетчик STAR 304/1 R2-5(60) имеет первичную поверку, которая действительна 16 лет, т.е. в моем случае до января 2032 года.
В процессе эксплуатации счетчик должен подвергаться периодической поверке через заданный производителем межповерочный интервал (МПИ). Таким образом, в 2032 году, счетчику нужно будет провести периодическую (повторную) поверку. Результаты периодической поверки, естественно, что при положительном заключении, действуют также в течение всего межповерочного интервала, т.е. в моем случае до 2048 года.
Внеочередная поверка счетчика может быть проведена лишь при повреждении поверительного знака, клейма или пломбы, либо в случае сомнений его показаний или подозрений на какие-либо вмешательства в работу счетчика (внутреннюю схему).
Только в этих случаях счетчику может быть проведена внеочередная поверка.
Но согласно ПУЭ, п.1.5.13, внеочередная поверка без каких-либо причин должна быть проведена уже через один год для трехфазных счетчиков и два года для однофазных!
Согласно Приказа №1815, допускается устанавливать счетчики с любым сроком давности от последней его поверки (первичной, периодической или внеочередной, если такова имелась), главное, чтобы не был просрочен межповерочный интервал. Естественно, что если МПИ у счетчика составляет 16 лет, то и через год, и через два, и через пять лет, этот интервал не будет являться просроченным! А значит и счетчик годен к установке и эксплуатации, да хоть до самого 2032 года!
Но как оказалось, рано радоваться!
Решил я все же лично написать письмо в Ростехнадзор с подобным вопросом, дабы уж точно поставить все точки над «и»! И вот буквально на днях получил следующий ответ.
Как видите, ответ в корне отличается от ответа из письма 2010 года. В данном письме отчетливо указаны требования именно ПУЭ, п.1.5.13. Вроде бы Ростехнадзор у нас один, разница лишь в регионе (Москва и Екатеринбург), тем не менее ответы инспекторов совершенно противоречат друг другу.
Вопрос остается открытым! Что делать в данной ситуации?! Кому верить!? Какие требования применять к исполнению?!
К сожалению, Энергосбыт в данном вопросе зачастую стоит исключительно на стороне требований ПУЭ, п.1.5.13, а значит и далее будет настаивать на требованиях по срокам давности поверки! Так что будьте готовы, что по истечении одного года для трехфазных счетчиков и два года для однофазных счетчиков, придется проводить им внеочередную поверку, и причем исключительно за свой счет, либо, как вариант, приобретать счетчики уже непосредственно перед самой установкой! Но к сожалению, как я уже говорил, это не всегда представляется возможным.
Несколько слов про ситуацию на предприятиях!
У нас на предприятии для коммерческого учета всегда находится в резерве (запасе) некоторое количество (не один десяток) новых поверенных счетчиков, в основном трехфазные.
И так получается, что при выходе из строя какого-нибудь счетчика я не смогу установить запасной, если у него срок давности от последней поверки составил больше одного года, а поэтому пока что приходиться каждый год возить все резервные счетчики на поверку, чтобы, например, неисправный или вышедший из строя счетчик можно было быстро заменить резервным и сразу ввести его в работу.
По своему опыту скажу, что замены счетчиков на резервные все же случаются, но это скорее единичные случаи, а вот возить каждый год по несколько десятков счетчиков на поверку — это дополнительные затраты и причем достаточно весомые.
Попробую я вновь обратиться с этим вопросом, но только уже не в Уральское отделение Ростехнадзора, а Московское. Также вступлю в переписку с инспектором, от которого я получил непосредственно ответ! Может все же удастся разрешить данный вопрос раз и навсегда!
В конце концов, если уж на то пошло, то почему срок давности поверки у счетчиков ограничен по ПУЭ, а у измерительных трансформаторов тока и напряжения нет, ведь они также входят в систему коммерческого учета, если счетчик подключен через ТТ и ТН.
Тем не менее их можно смело устанавливать, хоть спустя один год от их последней поверки, хоть три, хоть пять лет, главное, чтоб поверка была не просрочена!?
И по традиции, предлагаю Вам посмотреть видеоролик по материалам данной статьи:
P.S. Вот такое вот очередное несоответствие в нормативных документах, и к сожалению, опять таки не в пользу Потребителя! А Вы как считаете и чем руководствуетесь в данной ситуации?! ПУЭ или Приказом №1815? Удавалось ли Вам переубедить Энергосбыт в не корректности требований ПУЭ, п.1.5.13?
Да, вопрос конечно злободневный. Спасибо, что бьете эту бюрократическую машину. Если им не указывать на их глупости, то они и исправлять их не будут.
Поверьте, ваша проблема со счетчиками не так ужасна. Я инженер КИПиА и на обслуживании у меня стоит более 300 СИ. У многих из них межповерочный интервал всего год, и вот хоть тресни но нужно их все раз в год поверить. А съемка-установка при текущем технологическом процессе весьма непростое занятие. Ростехнадзор вообще странная контора, зачастую требования противоречат здравому смыслу, и просто беда когда попадается через чур принципиальный проверяющий, который кроме нормативов реального процесса не видил.
У нас на предприятии тоже есть резервные счетчики, но мы их не возим каждый год на поверку. Поверку выполняем в срочном порядке если требуется замена неисправного счетчика. Это в два раза дороже проверки счетчика по плану, но дешевле чем каждый год поверять счетчики с мыслью а вдруг придется заменить.
Когда я работала на Севере в Мурманской области в электросетях в службе коммерческого учета электроэнергии, мы тоже требовали от Потребителей выполнения данного пункта ПУЭ, пока мне не попался Оборонэнерго с заменой электросчетчика. И они стали сопротивляться нашему требованию, поскольку у них тоже на складах такой запас счетчиков и тт есть, у которых срок МПИ не истёк, но по ПУЭ 1.5.13 их установка на наш взгляд была не желательна. Так вот они сами написали письмо в Ростехнадзор по поводу этого пункта ПУЭ и им пришёл подобный ответ, что правила в этой части устарели и не соответствуют. Ну и мы, конечно согласились. Это был 2011 год.
Это просто очередная тупость из миллиона тупостей нашей страны. И в РТН сидят такие же безразличные и туповатые инспектора и их начальники. Испокон веков их задача была сшибать деньги с проверяемы и инспектора натасканы как охотничьи собаки придираться и подлавливать. Так сказать заучили перечень на чем можно подловить и по нему фигачат годами. Я сдавал много раз и многим инспекторам, впечатление общее о них всех — непрофессионалы. А сейчас их еще и прижали, принимают только большие объекты, да и взятки брать боятся, так как некоторых посадили. Профессионализма, впрочем, не прибавилось. Но это к сожалению везде во всех инстанциях, во всех госорганизациях или подобных госорганизациям. Типа МЧС, ФАС, в управлениях ЖКХ и в МВД кстати тоже и т.д. и т.п. Везде сидят в больших количествах непрофессионалы и безразличные люди. Поэтому не приходится удивляться, что один начальник противоречит другому, он и себе самому может легко противоречить. И никто не собирается вникать в межповерочные интервалы, им просто тупо пофигу. Вот и страна такая — самая богатая ресурсами, а по уровню развития рядом с Африкой.
А чего зря писать в региональные отделения Технадзора. Было бы уместно написать в центральный аппарат конторы с изложением всех этих нестыковок и глупостей. Эта проблема не региональная а общероссийская.
Мы как-раз сбыт.
ПЭУ в данном контексте не руководствуемся, т.к.
1. Замена ПУ — это не является ни реконструкцией, ни новым строительством.
2. Требование ПУЭ действительно необоснованное и избыточное
3. Возмущений потребителей меньше )
Но то, что про это есть Приказ — не знал, спасибо. Прикроем зад )
извиняюсь
лист 2
Мне вот интересно, почему этот пункт вообще появился? Видимо было какое то обоснование физических\химических процессов, которые влияли на учет э\э при долгом простое прибора учета не под напряжением? Может изучить этот момент и доказать, что на современные приборы учета данные факторы не воздействуют и не влияют на качество учета э\э?
Хороший вопрос про притянутость ситуации к виртуальной проблеме. Во, как завернул! по некоему периоду, который может ограничить дальнейшее применение начинки прибора. Много лет имею дело с электроникой, разной, от простой бытовухи и намного выше классом, и не припомню я деталей, у которых есть такое требование по сохранению работоспособности при хранении год или два. А если и были, то счет был не на год-два, а много больше, и для весьма серьезных приборов, а не этих.
Естественно, химические источники тока не в счет, там свои проблемы. Но таких в СЭ и нет!
Да, были в раньчее время ограничения по длительности хранения конденсаторов электролитических, не под напряжением, определенных типов, требовался их тренинг, но они давно канули в Лету- и требования, и сами конденсаторы.
Сейчас многие детали умирают при работе, совершенно непредсказуемо и необъяснимо почему, во младенчестве, но при работе, а не лежании на полочке.
Попробовать написать на завод-изготовитель запрос о сроках пригодности счетчика к установке при хранении его в соответствующих установленным требованиям условиях? Некоторые заводы (Инкотекс) сообщают, что счетчик можно устанавливать. Может это поможет победить сбыт, а заодно и технадзор.
М-да
Тут уже заметили, что замена ПУ (прибора учета; понятно что по электроэнергии) не является реконструкцией (есть четкое определение что есть реконструкция). Замену ПУ я отношу к эксплуатации, то есть ПТЭЭП. В этом случае сбыт пусть попробует доказать где при замене ПУ реконструкция и как с ПУЭ связать.
С установкой вновь ситуация сложнее…
Можно, как советовали выше, привлечь производителя, хотя тут вопрос гос. поверки. Производитель может не помочь. Долбить только московский РТН остается, предъявляя им два разных ответа. Пусть выносят вердикт, а там только исполнять. С начальством сбыта пообщаться начальству Вашему.
Ну или в суд, как последнюю инстанцию. Но тут надо ПУЭ и ГОСТы хорошенько проштудировать, может зацепиться за что и получится, чтобы доказать свою точку зрения (муторное дело).
Добрый день. Являюсь инженером по учету в г.Саратов, более 750 узлов учета электроэнергии. 4 энергосбытовых организации, СПГЭС, Саратовэнерго, НЭСК, Росэнергосбыт. 95% учета СПГЭС. Вопрос по поводу межповерочного интервала согласно ПУЭ, отпал еще в 2015г. как появился приказ 1815. И судебное решение, в котором написано, что ПУЭ не является юридическим основанием, и ссылаться на него энергосбытовым организациям не стоит. В относительно не маленькой организации есть юр. отдел, напишите служебку,изложите суть проблемы, и вопрос решится. просто вбухивать деньги на метрологию каждый год для трехфазных эл. счетчиков — бред. особенно когда их очень много. ну и экономическая эффективность опять таки).А вообще зачем соблюдать межповерочный интервал? в мае 2012г. нам (потребителям) сделали подарок в виде постановления Правительства №442. где четко определены пункты выхода на установленную мощность, ДА, мы обязаны соблюдать мп интервал, и класс точности узла эл. энергии, но санкций в случае просрочки НЕТ. И не забывайте, вызов инспектора бесплатный. хоть каждый день вызывайте.
Rumato:
31.05.2018 в 23:04
Что самое интересное — если на них УКАЗЫВАТЬ, то все равно
исправлять не будут, потому как это не глупости — это их хлеб.
Андерсон, плохо видно прикрепленные файлы. Можете прислать оригиналы мне на почту или загрузить их в другом масштабе?
Может кто-нибудь может подсказать кем разрабатываются наши нормативные документы?
Дело в том что при прохождении обучения на право калибровки при ЦСМ представителем ВНИИМС нам был скинут файл с часто задаваемыми вопросами при переписке.
Копирую как мне кажется важный вопрос и ответ.
Вопрос:
Приобрели СИ со свидетельством о первичной поверке. Требуется ли провести поверку СИ заново или можно дождаться окончания срока действия свидетельства?
Ответ ВНИИМС:
Нет, не требуется. Поверку стоит проводить по истечению срока действия свидетельства о первичной поверке, в соответствии с межповерочным интервалом СИ
Может поможет, хотя не уверен:)
Разрабатываются теми, кто разрабатывает и производит эти СЭ.
Работаю в службе учёта электроэнергии в сетевой компании. Около пяти лет назад было разъяснение по этому поводу. Что-то вроде: «ПУЭ распространяется только на юридических лиц, как следствие — у физ лиц новые учёты принимаем пока первичная госповерка не истекла, у юрлиц всё как прежде..»
Здравствуйте, подскажите как обойти сетевую организацию и перенести учёт на сторону 0,4 кВ + потери, вводные: подал заявку на подключение к сетям по стороне 10 кв заявился на 15 кВт, они мне нарисовали установку ПКУ, учитывая ещё установку тп и вл можно закрываться, на мои возражения что тт с таким коэффициентом нет — сказали заказывай, тебе изготовят на заказ
ТПОЛ-10-0.5 30/5 чем не устраивает?
Значит есть такие маломощные…. Не устраивает ценой: пку 100-150т.р./ счетчик с т.т 10 т.р.
Всем доброго дня! Юр. отдел Мосэнергосбыта в 2017 прислал служебку о том, что если МПИ не истёк то ПУ пригоден для установки хоть через 3 года после выпуска! А на счёт 442 постановления, если МПИ просрочен то расчёт производится по п. 166! Это и есть штрафные санкции но только сбыт от этого почти ничего не получает, все переходит сетям и генерации!
Здравствуйте! Мне знакомый рассказывал, что сейчас наши, местные электросети пользуются приказом №1815, но до этого приказа было ещё решение ФАС по этому поводу, которое тоже опровергало ПУЭ, п.1.5.13. Я его пробовал найти в нэте, но безуспешно. И знакомый его у себя в документах не нашёл. Может это решение ФАС у кого есть сохранённое, выложите здесь пожалуйста! Думаю с этим решением мало кто осмелится спорить.
Денис, инженер по учету вижу из тебя никакой. Это я про санкции в случае просрочки. Санкций множетсво, это и расчет по п.166 постановления 442- по максимальной мощности, это и административные штрафы, накладываемые Росстандартом на должностных лиц организаций. Если вы этим не занимаетесь, не значит что другие этого не делают. У вас и потери в сетях до сих пор наверное >20%?
А какая периодичность поверки ТТ и ТН?
И срок действия поверки
Админ, чем закончилась история? Что ответил Ростехнадзор?
Василий, первый ответ Ростехнадзора я прикрепил в статье, а вот второго ответа от них уже не последовало…
По поводу замены приборов учета которые выходят из строя и вы их заменяете и требуют что по пуэ 12 месяцев, я думаю что тут как раз пуэ не действует так как область применения пуэ — новое строительство или реконструкция, а замена счетчиков это ни то ни другое.
Как человек работающий в энергосбытовой организации, которую вы тут все хаяте, могу сказать всем протестующим против ежегодной поверки лежалых электросчётчиков:
- причина обязательной поверки лежащих электросчётчиков проста — батарейка.
Срок её службы в среднем три года автономной работы. Максимум который видел — шесть лет.
А вот для счётчика под напряжением срок сохранности батарейки 20 лет.
Для дураков поясняю:
Счётчик, который пролежит (простоит) без напряжения 6 лет гарантированно не будет нормально работать. Так как батарейка банально разрядится в ноль и он будет терять(менять) оперативные данные учёта при пропадании электроэнергии. Ладно бы если все сразу терял, так он будет менять данные как попало, причём в любую сторону.
Проверено неоднократно.
А что, там разве не аккумулятор???
Как один из авторов приложенного письма, могу сказать, что с момента получения ответа из центрального аппарата Ростехнадзора в 2010 году никаких вопросов о невозможности применения счетчиков со сроком хранения более 1 года у энергосбытовых или сетевых организаций не возникает.
Александр, приложенное письмо не удается прочитать на сайте из-за сжатия картинки. Будьте добры, отправьте полноценную копию письма мне на почту. Спасибо.
В нашем регионе чрезвычайно борзый энергосбыт и сетевики. Не чураются прямого нарушения законодательства. Наша организация при реализации проекта АСКУЭ в рамках которой производилась замена существующих приборов учета столкнулась с тем что сетевики навязывают прохождение первичной поверки даже счетчиков на которых с даты ОТК завода изготовителя не прошло 1 года. Александр, если нетрудно, отправьте пожалуйста на мою электронку скан вашего письма. akhmedow@mail.ru. Буду готовить собственное обращение в территориальные и федеральные органы Ростехнадзора, УФАС и иные органы. В качестве аргументации понадобится. Заранее спасибо.
Подкину
И что там видно в этом подкидыше?
Пример, счетчик 16 года поверки, 4 года лежал в сыром погребе, в 20м году его приносят устанавливать, и полагаете что он нормальный будет? хоть у него и МПИ 16 лет, но ПУЭ учитывает возможность некачественного хранения прибора учета долгий срок, оттуда и потребность в сроках поверки для вновь устанавливаемых ПУ на объекты.