
Здравствуйте, уважаемые посетители и гости сайта http://zametkielectrika.ru.
Сегодня Драницын Кирилл Эдуардович, студент ГБОУ СПО «КПК» г.Чернушка, Пермского края, прислал свою работу на конкурс «Электрика своими руками».
Ее название «Схема нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором», которая в полной мере дополняет мою статью, написанную несколько дней назад, о схеме магнитного пускателя нереверсивного типа без применения теплового реле.
Итак, прошу внимания.
Оборудование:
1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором общего назначения.
2. Магнитный пускатель ПМЛ (для пуска, остановки двигателя).
3. Тепловое реле ТРН (для защиты трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором от перегрузок).
4. Кнопка пуск/стоп.
Рабочий инструмент:
- отвертка плоская
- бокорезы
- нож
- кабель (провод) одножильный
- круглогубцы
- плоскогубцы
- трехфазная вилка
Схема нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
До начала работы хотелось бы объяснить обыкновенные понятия для понимания схемы:
- нормально замкнутый контакт в кнопке пуск/стоп под цифрами (3-4)
- нормально разомкнутый контакт в кнопке пуск/стоп под цифрами (1-2)
Алгоритм (порядок выполнения) сборки схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя (АД)
1. Силовая цепь:
1.1. Берем крайние 2 провода (фаза А и С) выходящие от двигателя
1.2. Присоединяем эти провода к верхним контактам теплового реле
1.3. Третий провод от двигателя соединяем с магнитным пускателем, присоединяя его на контакт 3 (фаза В)
1.4. Соединяем нижние контакты теплового реле с магнитным пускателем
1.5. Один нижний контакт теплового реле соединяем с контактом 1 на магнитном пускателе
1.6. Другой нижний контакт теплового реле соединяем с контактом 5 на магнитном пускателе
2. Цепь управления:
2.1. Контакт 6 на магнитном пускателе соединяем проводом с нормально замкнутым контактом кнопки «Стоп»
Нормально замкнутые контакты на кнопке «Стоп» под цифрами 3 и 4.
2.2. Делаем перемычку с нормально замкнутого контакта кнопки «Стоп» на нормально разомкнутый контакт кнопки «Пуск»
2.3. Блокируем нормально разомкнутый контакт: соединяем контакт 2 кнопки «Пуск» с блок-контактом магнитного пускателя 13
2.4. Соединяем нормально разомкнутый контакт 1 кнопки «Пуск» с блок-контактом магнитного пускателя 14
2.5. Перемычкой соединяем блок-контакт магнитного пускателя 13 с катушкой магнитного пускателя (контакт — А2)
2.6. С катушки магнитного пускателя (контакт А1) подаём питание на нормально замкнутые контакты теплового реле
2.7. С теплового реле (с нормально замкнутого контакта) на контакт 2 магнитного пускателя
2.8. Присоединяем питающий шнур к контактам магнитного пускателя – 2, 4, 6
2.9. Перед пуском проверяем схему ещё раз!
2.10. Запускаем двигатель.
P.S. Если у Вас имеются вопросы по схеме пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, то задавайте их в комментариях к этой статье.
И опять подключение питания снизу — вверх. Да и заземлить двигатель желательно, хоть это и стенд правила по электробезопасности никто не отменял.
Дмитрий, согласен с Вами. Соблюдать маркировку при подключении пускателя необходимо. Но конструктивно, для данного пускателя это не критично.
пуск класс
Была бы не лишней статья на сайте о тепловых реле. Для чего оно нужно, как подобрать и отрегулировать.
Дмитрий, я как раз пишу сейчас о тепловом трехполюсном реле с защитой от перегрузки и обрыва питающих фаз. Статья выйдет скорее всего в начале следующей недели.
все понятно-класс!!!
Катушка пускателя на 220, а садите на две фазы (380), судя по схеме. Это как?
Аскер, автор статьи не упомянул о величине напряжения трехфазной сети. Согласно представленной в статье схемы — трехфазная сеть выполнена с линейным напряжением на 220 (В). Схема управления взята с двух фаз, поэтому катушка пускателя, соответственно, на 220 (В).
Добрый день!Отвёртка без изолированного жала, да и таким ножом пользоваться нельзя.
Александр, Вы наверное забыли, что это студенты колледжа и у них материальная база не такая «богатая». Да и вообще, куда Вы смотрите? На инструменты? На дату их испытания? Главное в этой статье — это сборка схемы, где прослеживается четкая последовательность и наглядность.
Уважаемый, Дмитрий! Не надо моё замечание сводить к на нет! В статье не написано, что монтаж проведен студентом. Вот такой же студент зайдет на Ваш сайт, глянет статью и начнёт работать инструментом, какой в руку попался. При всём моём уважении к Вам это всё таки не мелочь. За описание монтажа схемы можно поставить 5(студенту,который собирал), но,как говорится, была бы схема….
В самом начале статьи написано, что это конкурсная работа, которую выполнял студент колледжа — читайте внимательнее. Ваше замечание никто не сводит на нет, я с Вами полностью согласен — инструмент действительно должен быть исправным и проверенным. Остальное я написал в посте выше.
Ах,да!Извиняюсь. Я обычно первые абзацы читаю мельком. Начинаю с самого интересного.
а если подключать 2 двигателя таким образом что нибудь изменится?
Алан, ничего не изменится, подключайте хоть 4 двигателя, главное правильно рассчитайте номинальный ток силовых контактов пукателя, чтобы при пусковых и номинальных токах они не выгорели.
тогда ещё один вопрос, применима ли эта схема для подключения в станок с 380В , то есть не для пуска двигателя, а для работы станка с двумя двигателями
Алан, Ваш вопрос не конкретный, ведь нужно знать схему станка и перечень его электрооборудования. А в принципе можно.
ну и замутили….на каком-то говне показали включение, не могли взять нормальное реле,а не «совдеп» какой-то. Я бы как -то постеснялся бы это кому-то показывать.
А Вы видимо не бывали на предприятиях — там же все именно на таком оборудовании работает по 30 лет. Да и дело не в красоте, а в донесении сути.
хорошая статья, сейчас именно этому учусь на предприятие!
на фото со словом перемычка пропал один провод, идущий от конца кнопки пуск к контакту пускателя 13!
в преддыщей фото он есть
Уважаемый Админ Дмитрий
Я попытался расписать схему подключения соблюдая маркировку при подключении пускателя
Вроде расписал но поскольку я максималист хотелось бы быть уверенным что расписал правильно.
В статье которую вы написали (схема магнитного пускателя нереверсивного типа без применения теплового реле) в конце вы расписали схему подключения.
Если конечно возможно могли бы вы и схему подключения этой статьи расписать. Буду благодарен.
Заранее огромное спасибо!
все просто замечательно, но почему тепловое реле у вас старого образца? меня это смущает.
Бакыт, потому что они все еще находятся, как в эксплуатации, так и в учебных кабинетах по электротехнике. Почитайте, ведь эта статья прислана на конкурс от одного из студентов колледжа.
Имеется данная схема подключения на Электрическом кране
встретился глюк с отказом отключения 1 из магнитных пускателей он просто отказывается выключатся когда нажимаешь кнопку стоп
контакты зачищал все равно проблема оставалась хотя по началу была не критичной, но чем дальше тем дольше он не выключается !
у меня магнитный пускатель блокирует,НАЖИМАЮ НА ПУСК ДВИГАТЕЛЬ НОРМАЛЬНО РАБОТАЕТ КОГДА ДЕРЖИШЬ…ОТПУСКАЮ ВОТ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ…ЧЕМ ПРОБЛЕМА???
МОЖЕТ ВМЕСТО ПУСКА ВКЛЮЧАТЕЛИ СТАВИТЬ?????
нет Динар этого делать не надо посмотрите правильность подключения кнопочного поста и НО пускателя где то ошибка в схеме
спасибо!проверю обязательно напишу)))
Дмитрий, доброе утро.
У меня огромная просьба к Вам!
Вы не могли бы написать про двухскоростные двигатели:
схема запуска, принцип работы. Был бы очень признателен!
Александр, двухскоростные двигатели мне попадаются редко, но Вашу просьбу учту.
Здравствуйте,Дмитрий! Вопрос такой, почему при выключении ПМЛ происходит скачек напряжения до 700в! Обнаружилось случайно, на работе решили поставить розетку и чтобы не заморачиваться решили запитаться от ПМЛ! Скачок длится меньше 1 секунды, как это может повлиять на подключенную технику(дрель,принтер и т.д.)?
Правильно все- выбег обесточенного ротора плюс напряжение сети и дают такое
подскажите что делать если схема правильная, но мы ещё добавляем 2 провода на кнопочную станцию и засовываем их в магнитный пускатель (не в силовую часть), без этих проводов схема не работает, что делать?!
спасибо, уже не надо, буду сам думать что да как, экзамен сам сдам, всё сам
Сгорит двигатель. Питание трехфазное 220в а двигатель соеденен на звезду (для 380в)
И чего ради ему гореть? Не наоборот же!
Под нагрузкой сгорит обязательно
Если ток фазы ниже номинального, от чего сгорит? Разве что от перегруза и останова ротора, но это уже механика и здравый смысл.
Стоит в цеху электропривод. ключ управления и сигнальная арматура на щите управления метрах в ста от него.подходит оператор который совсем не электрик поворачивает ключ и ждет когда электропривод откроется. двигатель перегружается греется и в результате получаем сгоревший двигатель
И кто виноват- мотор, оператор, схема или…? Если ток в обмотках изначально ноже номинального, кто сие придумал??
Виноват тот кто установил двигатель не соответствующий напряжению в сети. А в данном случае для конкурсного стенда это серьезная ошибка со стороны будущего специалиста электрика.
Есть вопрос по подключению световой сигнализации.
По схеме это две лампы:
1 лампа сигнализирует о подаче питания (питание подано, но двиган пока не работает)
2 лампа включается когда начинает работать двигатель.
Ну и тут два варианта (хотя я сомневаюсь что так можно сделать)
1. При включении двигателя включается вторая лампа (первая, сигнализирующая о том что есть напряжение, продолжает гореть)
2. При включении двигателя включается вторая лампа, а первая гаснет.
Весьма благодарен. Не обратил внимания на то, что кнопки с одной стороны роазомкнуты, а с другой — наоборот)
Ильдар, вполне осуществимо. Первую лампу называют «Сеть», она подключается сразу же после автомата цепей управления. Вторая лампа «Движение вперед» или «Движение назад» подключают параллельно катушке соответствующего контактора.
Вот задача, кто подскажет. Трехфазный двигатель подключен по схеме нереверсивного пуска. Включаем «пуск», двигатель гудит и не вращается. Включаем опять. Определяем пробником наличия напряжения на верхних и на отходящих контактах пускателя, а также после теплового реле и в клеммнике двигателя, везде есть наличие напряжения, а двигатель не работает. Разбираем звезду и проверяем обмотки, все нормально. Собираем двигатель, включаем и опять везде фиксируется напряжение, двигатель не работает.
«Везде есть наличие напряжения» — я здесь имел ввиду на всех трех фазах.
Вы бы тестер, а не пробник брали.
тестер все равно показывает наличие напряжения.
вик-тор, у двигателя обмотки имеют одинаковое сопротивление? Необходимо измерить напряжение между фаз непосредственно на клеммах двигателя? Нужно измерить именно напряжение между каждыми фазами, чтобы исключить обрыв фазы. Пробник такого не покажет — он будет светиться от соседних фаз. Больше склоняюсь к тому, что все таки где-то обрыв одной из питающих фаз. Двигатель от руки легко вращается?
Админ, все правильно. Тепловой элемент ТРН вышел из строя. Одной фазы не было и через звезду пробник везде показывал наличие напряжения.
есть э-двиг с 6 выводами надо подключить по схеме звезда-треугольник с автоматическим переключением от звезды на треугольник . и переключение на реверс по таймеру периодически.подскажите покажите на схеме очень жду!
niksanbad, на сайте такой статьи пока нет (вернее она уже написана, но мне не хватает времени на ее сборку и оформление). А объяснять на словах — это не так быстро. Рекомендую обратиться с этим вопросом на наш Форум (ссылочка в верхнем меню сайта). Спасибо.
по шее,за земляные провода,которые вешаешь на фазу.двоечник.
Олег, вы ап чем ???
Что за провод соединен к концам обмоток, к их общей точке?
Нет там никакого провода, присмотритесь внимательнее- обычная звезда без нейтрали, ближние клеммы соединены перемычкой, дальние- с проводами к пускателю.
Привет всем!Полазал по многим сайтам и везде встретился со схемой, где катушка пускателя соединена между 2 фазами? Почему не между фазой и нулем? Ведь между фазами 380В, а пускатель обычно на 220В. Объясните мне подробнее пожалуйста. И еще один вопрос: насколько правильно подключено у Вас тепловое реле(серии ТРН)? Насколько я понял, верхние контакты теплового реле подключается в разрыв пускателя.
Альберт, есть катушки пускателей не только на 220 (В), но и на 380 (В), на 500 (В), на 127 (В) и т.д. Все зависит от Вашей электроустановки и величины напряжения сети. Вот почитайте статью про схему подключения магнитного пускателя, я в ней приводил несколько примеров схем.
Хорошо, почитаю. Есть еще вопрос:имеется станок токарный по металлу 1А62, в электрическом шкафу имеется трансформатор на освещение, первичная обмотка подключена в 2 фазы. Получается трансформатор на 380В?
Вот схема.
Альберт, питание трансформатора для освещения взято с линейного напряжения между фаз В и С. Если у Вас трехфазная сеть 220 (В), то значит установлен однофазный понижающий трансформатор 220/12 (В) или 220/36 (В), если сеть трехфазная 380 (В), то, соответственно, однофазный понижающий трансформатор 380/12 (В) или 380/36 (В). По картинке не вижу вторичное напряжение…
Спасибо. Значит я все правильно понимал.Осталось только выяснить подключение теплового реле серии ТРН по этой схеме. Не могу найти более подробную информацию по контактам этого реле.
Стандартное включение многих станков, справа вверху тр-р 380/36. правда, были и 380/24 и даже 380/12, а вот 220/36 не встречал.
Альберт, а что с контактами ТРН?! Они подключены в цепи катушки контактора КГ (см. схему). В случае срабатывания теплового реле, они размыкают цепь катушки, контактор обесточивается, там самым отключая двигатель от сети.
ПАВ! У меня на работе на токарном станке по дереву СТД-120М, там трансформатор подключен в одну фазу с нулем. Сам трансформатор как раз 220-36В.
Админ! Да, все там верно. Нашел я устройство ТРН и посмотрел как в ней контакты реализованы, теперь разобрался. А вообще, дело такое, что мой знакомый купил б/у этот и там в электрошкафчике уже полазили хорошо, что один ТРН не подключен никуда, просто провода висят, да и трансформатор подключен между фазами. Поэтому решил обратиться сюда, так сказать прояснить ситуацию. С пускателями и прочей ерундой часто работал и связывался,но с таким подключением особо не встречался, а тепловыми реле вообще не приходилось работать. Теперь узнал что к чему.
Альберт, я писал про токарные по металлу, естесьььвенно, все станки охватить не в моих силах. У вас так, у других- или так, или иначе, не встречали?
как подключить электродвигатель чтобы он включался на определенное число оборотов потом отключался на 1мин затем включался опять
спасибо за внимание
Это будет не простое устройство- посчитать обороты- ЧЕМ??? если в обычном асинхронном моторе нет такого устройства подсчета оборотов и потом чтобы отключить. Или внятно изложите мысль/задачу, или вам это дорого стоить будет.
Почему у вас на пускателе нет нормально закрытых контактов
Добрый день.есть кнопки пуск стоп магнитный пускатель и т.д для подключения двигателя но есть — как подключить конденсаторы рабочий и пусковой через пускатель так чтоб пусковой после запуска не брал на себя питание ?буду рад помощи спасибо.
Агонь , схему дал ученикам , те сделали КЗ , спалили движок , вся зарплата ушла на покупку нового оборудования!)
О какой схеме речь? О каком движке?
Ученики плохие у Степана. Пользуюсь сайтом уже лет 9-10. Раньше о нем не знал. Сайт бомба… Сколько лет Админку сайта ???
А учитель куда смотрел?
Можете объяснить принцип нереверсивного пуска по данной схеме?
Что значит «принцип2? Обычный пуск, с помощью… мнэээ обычного пускателя. Всё ж на картинке.
Я собрал схему по твоей инструкции.
Но когда мой профессор проверил мою схему и перечитал твою статью он мне сказал что схема работать не будет.
Но не объяснил почему.
Сказал что я должен сам разобраться.
ОлегСашко, схема рабочая.