Схема реверса трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Несколько дней назад от одного из читателей сайта я получил письмо с просьбой подробно рассказать о том, как осуществить реверс трехфазного асинхронного двигателя 380/220 (В), подключенного в однофазную сеть 220 (В).

Действительно, я как то упустил этот момент из виду и про реверс совсем забыл. Дело в том, что у меня уже имеется статья, где я рассказывал про выбор емкости рабочих и пусковых конденсаторов, собирал схему подключения трехфазного двигателя  в однофазную сеть 220 (В) и даже снял видео на конкретном примере.

Обо всем этом читайте здесь.

А сейчас вернемся к реверсу. Мудрить сложную схему я не буду, а покажу самый простой и самый распространенный вариант с помощью кнопки управления КУ-110111. Эту кнопку еще называют кнопочным выключателем или переключателем.

Вот так она выглядит.

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_1

Суть в том, что нам нужно две пары контактов: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. И самое главное, чтобы управление этими контактами было фиксированным.

Вот как раз таки в этой кнопке имеется две пары контактов:

  • (1-2) - нормально-разомкнутый
  • (3-4) - нормально-замкнутый

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_3

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_4

В нашем случае управление контактами осуществляется с помощью рукоятки-переключателя, которая имеет два положения.

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_2

Когда переключатель установлен (зафиксирован) в вертикальном положении, то его контакт (1-2) разомкнут, а (3-4) замкнут. И наоборот, когда переключатель находится в горизонтальном положении (поворот рукоятки на 90° по часовой стрелке), то его контакт (1-2) замкнут, а (3-4) — разомкнут.

Номинальный ток контактных пар составляет 10 (А). На это стоит обращать внимание, т.к. при выборе кнопки с заниженным номинальным током контакты могут выгореть.

Вместо кнопки управления КУ-110111 можно использовать тумблеры, ключи управления, кнопки с фиксацией положения и т.п.

Например, для реверса двигателей мощностью до 0,4 (кВт) можно применять тумблер ТВ1-2. У него имеется 4 контактные группы: 2 нормально-разомкнутые и 2 нормально-замкнутые. Номинальный ток контактов составляет 5 (А).

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_5

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_6

 

Реверс асинхронного трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть

Все просто. Реверс осуществляется путем переключения питания конденсаторов с одного полюса питающего напряжения на другой. Это как раз и осуществляется с помощью кнопки управления. На схеме она показана в красном прямоугольнике.

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_7

В качестве примера рассмотрим уже известный нам трехфазный двигатель АОЛ 22-4 мощностью 0,4 (кВт) напряжением 220/127 (В). Для его запуска необходим рабочий конденсатор емкостью не ниже 25 (мкФ). Я использовал конденсатор чуть меньшей емкости - МБГО-1, 20 (мкФ), напряжение 500 (В).

Собираем схему.

В моем примере взят двигатель напряжением - 220/127 (В). Т.к. питающая сеть у нас 220 (В), то его обмотки должны быть соединены в звезду. Звезда уже собрана внутри этого двигателя и на клеммник выведено всего 3 вывода.

Для тех кто забыл, то читайте статью о схемах соединения обмоток двигателя (звезда и треугольник).

Сначала я устанавливаю на кнопке управления перемычку между клеммами (2) и (3). Затем к клемме (2) подключаю один вывод конденсатора.

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_9

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_8

Второй вывод конденсатора подключаю на обмотку электродвигателя, которая не соединена с сетью, т.е. по схеме это вывод С1 (U1).

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_10

Теперь нужно соединить переключатель с двигателем. Для этого клемму (1) я соединяю с выводом двигателя С3 (W1), а клемму (4) — с С2 (V1).

Если на Вашем двигателе отсутствует маркировка выводов обмоток, то ее можно найти самостоятельно — вот Вам в помощь моя статья об определении начала и конца обмоток электродвигателя.

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_11

Питающее напряжение 220 (В) подводим к С2 (V1) и С3 (W1). Пробуем включать двигатель и проверяем реверс.

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_13

revers_dvigatelya_podklyuchennogo_v_odnofaznuyu_set_реверс_двигателя_подключенного_в_однофазную_сеть_12

Работу реверса смотрите в видеоролике:

P.S. На этом, пожалуй, все. Если у Вас возникли вопросы по материалу статьи, то пишите их в комментариях или мне на почту. Спасибо за внимание.

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:


21 комментариев к записи “Схема реверса трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть”

  1. сергей:

    Статья хорошая,да и тема интересная Админу Респект!!!

  2. Админ:

    Спасибо, Сергей.

  3. Сергей:

    Мне кажется, на схеме изображено 2 переключателя, вместо одного. Группы контактов наверное надо объединить? Или нарисовать 1 переключатель (3 контакта, 1 общий). В тексте говорится вообще о кнопке.

  4. Админ:

    Сергей, на схеме контакты кнопки объединены красным прямоугольником, разве это не видно? Кнопка управления КУ-110111, другими словами ее можно назвать переключателем. Об этом написано по тексту статьи.

  5. Sergey:

    Какое напяжение подано на двигатель? Ноль и фаза или 2 фазы?

  6. Сергей:

    круто

  7. Админ:

    Sergey, а разве это имеет значение? В моем примере двигатель подключен в двухфазную сеть 220 (В). Двухфазная сеть, аналогично однофазной, не создает вращающегося магнитного поля, которое привело бы двигатель во вращение.

  8. альфред:

    можно же было на данной схеме еще реализовать динамическое торможение? правда это уже не ограничиться только переключателем

  9. Пётр:

    Большое спасибо за статью!

    Подскажите, такой переключатель подойдёт для реверса движка трёхфазника 2.2Квт, 9.5А в однофазной сети?

    electro-mpo.ru/card39484.html#.Uy23nPl_u4k

  10. Админ:

    Да, Петр, такой подойдет к Вам.

  11. Пётр:

    Большое спасибо!

  12. Александр:

    Я считаю что найти две кнопки типа КЕ с одним размыкающим и одним замыкающим контактами будет полегче и для частного случая с небольшим двигателем до 400 Вт они вполне подойдут.

  13. Админ:

    Александр, при использовании кнопок КЕ придется собирать схему магнитного пускателя. Для некоторых это является сложной задачей (я имею ввиду обычное население — не электриков), поэтому я и предложил более простой метод с помощью переключателя.

  14. Нариман:

    подскажите,а этот переключатель подойдет если двигатель 2.2кв?

  15. Админ:

    Нариман, под самый номинал будет работать, а это не желательно. Лучше по мощнее выбрать, к тому же с учетом пусковых токов.

  16. Дмитрий:

    А не проще просто перевернуть вилку, которая в розетку вставляется? Направление вращения же должно поменяться?

  17. ПАВ:

    Учите физику. Не поменяется.

  18. Владимир:

    А что будет если во время работы двигателя переключить направление вращения?
    Ну например кто-нить не опытный или незнающий захочет воспользоваться агрегатом и начнёт переключать крутилки-тумблеры.
    Что произойдёт и стоит ли как-то от этого защищаться? если стоит, то как?

  19. Bek:

    У меня есть пакетный переключатель у нее 4 выхода с каждой стораны хочу подключить на реверс подскажите как и что за ранее спасибо

  20. валерий:

    Собрал подобную схему асинхронный эл.дв с к-з ротором,для реверса использовал трехпозиционный тумблер,проверяю-в одном положении все отлично работает а в другом-треск конденсатора(4мкфх300в),Эл.дв от стиральной машины,без шильдика.Не подскажете в чем проблема?Буду очень признателен за совет!

  21. ПАВ:

    И что вам посоветовать, не зная НИЧЕГО- ни схемы вашей, ни марки мотора, ни данных- хотя-бы сколько выводов?! Одно, правда, известно- неправильно выбрали конденсатор- нужен с напряжением не ниже 400 В, а не 300.

Оставить комментарий