
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
Несколько дней назад от одного из читателей сайта я получил письмо с просьбой подробно рассказать о том, как осуществить реверс трехфазного асинхронного двигателя 380/220 (В), подключенного в однофазную сеть 220 (В).
Действительно, я как то упустил этот момент из виду и про реверс совсем забыл. Дело в том, что у меня уже имеется статья, где я рассказывал про выбор емкости рабочих и пусковых конденсаторов, собирал схему подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть 220 (В) и даже снял видео на конкретном примере.
Обо всем этом читайте здесь.
А сейчас вернемся к реверсу. Мудрить сложную схему я не буду, а покажу самый простой и самый распространенный вариант с помощью кнопки управления КУ-110111. Эту кнопку еще называют кнопочным выключателем или переключателем.
Вот так она выглядит.
Суть в том, что нам нужно две пары контактов: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. И самое главное, чтобы управление этими контактами было фиксированным.
Вот как раз таки в этой кнопке имеется две пары контактов:
- (1-2) - нормально-разомкнутый
- (3-4) - нормально-замкнутый
В нашем случае управление контактами осуществляется с помощью рукоятки-переключателя, которая имеет два положения.
Когда переключатель установлен (зафиксирован) в вертикальном положении, то его контакт (1-2) разомкнут, а (3-4) замкнут. И наоборот, когда переключатель находится в горизонтальном положении (поворот рукоятки на 90° по часовой стрелке), то его контакт (1-2) замкнут, а (3-4) — разомкнут.
Номинальный ток контактных пар составляет 10 (А). На это стоит обращать внимание, т.к. при выборе кнопки с заниженным номинальным током контакты могут выгореть.
Вместо кнопки управления КУ-110111 можно использовать тумблеры, ключи управления, кнопки с фиксацией положения и т.п.
Например, для реверса двигателей мощностью до 0,4 (кВт) можно применять тумблер ТВ1-2. У него имеется 4 контактные группы: 2 нормально-разомкнутые и 2 нормально-замкнутые. Номинальный ток контактов составляет 5 (А).
Реверс асинхронного трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть
Все просто. Реверс осуществляется путем переключения питания конденсаторов с одного полюса питающего напряжения на другой. Это как раз и осуществляется с помощью кнопки управления. На схеме она показана в красном прямоугольнике.
В качестве примера рассмотрим уже известный нам трехфазный двигатель АОЛ 22-4 мощностью 0,4 (кВт) напряжением 220/127 (В). Для его запуска необходим рабочий конденсатор емкостью не ниже 25 (мкФ). Я использовал конденсатор чуть меньшей емкости - МБГО-1, 20 (мкФ), напряжение 500 (В).
Собираем схему.
В моем примере взят двигатель напряжением - 220/127 (В). Т.к. питающая сеть у нас 220 (В), то его обмотки должны быть соединены в звезду. Звезда уже собрана внутри этого двигателя и на клеммник выведено всего 3 вывода.
Для тех кто забыл, то читайте статью о схемах соединения обмоток двигателя (звезда и треугольник).
Сначала я устанавливаю на кнопке управления перемычку между клеммами (2) и (3). Затем к клемме (2) подключаю один вывод конденсатора.
Второй вывод конденсатора подключаю на обмотку электродвигателя, которая не соединена с сетью, т.е. по схеме это вывод С1 (U1).
Теперь нужно соединить переключатель с двигателем. Для этого клемму (1) я соединяю с выводом двигателя С3 (W1), а клемму (4) — с С2 (V1).
Если на Вашем двигателе отсутствует маркировка выводов обмоток, то ее можно найти самостоятельно — вот Вам в помощь моя статья об определении начала и конца обмоток электродвигателя.
Питающее напряжение 220 (В) подводим к С2 (V1) и С3 (W1). Пробуем включать двигатель и проверяем реверс.
Работу реверса смотрите в видеоролике:
P.S. На этом, пожалуй, все. Если у Вас возникли вопросы по материалу статьи, то пишите их в комментариях или мне на почту. Спасибо за внимание.
Статья хорошая,да и тема интересная Админу Респект!!!
Спасибо, Сергей.
Мне кажется, на схеме изображено 2 переключателя, вместо одного. Группы контактов наверное надо объединить? Или нарисовать 1 переключатель (3 контакта, 1 общий). В тексте говорится вообще о кнопке.
Сергей, на схеме контакты кнопки объединены красным прямоугольником, разве это не видно? Кнопка управления КУ-110111, другими словами ее можно назвать переключателем. Об этом написано по тексту статьи.
Какое напяжение подано на двигатель? Ноль и фаза или 2 фазы?
круто
Sergey, а разве это имеет значение? В моем примере двигатель подключен в двухфазную сеть 220 (В). Двухфазная сеть, аналогично однофазной, не создает вращающегося магнитного поля, которое привело бы двигатель во вращение.
можно же было на данной схеме еще реализовать динамическое торможение? правда это уже не ограничиться только переключателем
Большое спасибо за статью!
Подскажите, такой переключатель подойдёт для реверса движка трёхфазника 2.2Квт, 9.5А в однофазной сети?
electro-mpo.ru/card39484.html#.Uy23nPl_u4k
Да, Петр, такой подойдет к Вам.
Большое спасибо!
Я считаю что найти две кнопки типа КЕ с одним размыкающим и одним замыкающим контактами будет полегче и для частного случая с небольшим двигателем до 400 Вт они вполне подойдут.
Александр, при использовании кнопок КЕ придется собирать схему магнитного пускателя. Для некоторых это является сложной задачей (я имею ввиду обычное население — не электриков), поэтому я и предложил более простой метод с помощью переключателя.
подскажите,а этот переключатель подойдет если двигатель 2.2кв?
Нариман, под самый номинал будет работать, а это не желательно. Лучше по мощнее выбрать, к тому же с учетом пусковых токов.
А не проще просто перевернуть вилку, которая в розетку вставляется? Направление вращения же должно поменяться?
Учите физику. Не поменяется.
А что будет если во время работы двигателя переключить направление вращения?
Ну например кто-нить не опытный или незнающий захочет воспользоваться агрегатом и начнёт переключать крутилки-тумблеры.
Что произойдёт и стоит ли как-то от этого защищаться? если стоит, то как?
У меня есть пакетный переключатель у нее 4 выхода с каждой стораны хочу подключить на реверс подскажите как и что за ранее спасибо
Собрал подобную схему асинхронный эл.дв с к-з ротором,для реверса использовал трехпозиционный тумблер,проверяю-в одном положении все отлично работает а в другом-треск конденсатора(4мкфх300в),Эл.дв от стиральной машины,без шильдика.Не подскажете в чем проблема?Буду очень признателен за совет!
И что вам посоветовать, не зная НИЧЕГО- ни схемы вашей, ни марки мотора, ни данных- хотя-бы сколько выводов?! Одно, правда, известно- неправильно выбрали конденсатор- нужен с напряжением не ниже 400 В, а не 300.