Схема управления магнитным пускателем с двух и трех мест

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

После публикации статьи про схему подключения магнитного пускателя мне очень часто стали приходить вопросы о том, как осуществить управление двигателем с двух или трех мест.

И не удивительно, ведь такая необходимость может возникнуть довольно часто, например, при управлении двигателем из двух разных помещений или в одном большом помещении, но с противоположных сторон или на разных уровнях высот, и т.п.

Вот я и решил написать об этом отдельную статью, чтобы вновь обратившимся с подобным вопросом каждый раз не объяснять, что и куда необходимо подключить, а просто давать ссылочку на эту статью, где все подробно разъяснено.

Итак, у нас имеется трехфазный электродвигатель, управляемый через контактор с помощью одного кнопочного поста. Как собрать подобную схему я очень подробно и досконально объяснял в статье про схему подключения магнитного пускателя - переходите по ссылочке и знакомьтесь.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_33

Вот схема подключения магнитного пускателя через один кнопочный пост для приведенного выше примера:

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_9

Вот монтажный вариант этой схемы.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_34

Будьте внимательны! Если у Вас линейное (межфазное) напряжение трехфазной цепи составляет не 220 (В), как в моем примере, а 380 (В), то схема будет выглядеть аналогично, только катушка пускателя должна быть на 380 (В), иначе она сгорит.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_10

Также цепи управления можно подключить не с двух фаз, а с одной, т.е. использовать какую-нибудь одну фазу и ноль. В таком случае катушка контактора должна иметь номинал 220 (В).

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_11

 

Схема управления двигателем с двух мест

Я немного изменил предыдущую схему, установив для силовых цепей и цепей управления отдельные автоматические выключатели.

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_2

Для моего примера с маломощным двигателем это не было критической ошибкой, но если у Вас двигатель гораздо бОльшей мощности, то такой вариант будет не рациональным и в некоторых случаях даже не осуществимым, т.к. сечение проводов для цепей управления в таком случае должно быть равно сечению проводов силовых цепей.

Предположим, что силовые цепи и цепи управления подключены к одному автомату с номинальным током 32 (А). В таком случае они должны быть одного сечения, т.е. не менее 6 кв.мм по меди. А какой смысл для цепей управления использовать такое сечение?! Токи потребления там совсем мизерные (катушка, сигнальные лампы и т.п.).

А если двигатель будет защищен автоматом с номинальным током 100 (А)? Представьте тогда, какие сечения проводов необходимо будет применить для цепей управления. Да они просто напросто не влезут под клеммы катушек, кнопок, ламп и прочих устройств низковольтной автоматики.

Поэтому, гораздо правильнее будет — это установить отдельный автомат для цепей управления, например, 10 (А) и применить для монтажа цепей управления провода сечением не менее 1,5 кв.мм.

Теперь нам нужно в эту схему добавить еще один кнопочный пост управления. Возьму для примера пост ПКЕ 212-2У3 с двумя кнопками.

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_1

Как видите, в этом посту все кнопки имеют черный цвет. Я все же рекомендую для управления применять кнопочные посты, в которых одна из кнопок выделена красным цветом. Ей и присваивать обозначение «Стоп». Вот пример такого же поста ПКЕ 212-2У3, только с красной и черной кнопками. Согласитесь, что выглядит гораздо нагляднее.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_3

Вся суть изменения схемы сводится к тому, что кнопки «Стоп» обоих кнопочных постов нам необходимо подключить последовательно, а кнопки «Пуск» («Вперед») параллельно.

Назовем кнопки у поста №1 «Пуск-1» и «Стоп-1», а у поста №2 — «Пуск-2» и «Стоп-2».

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_3

Теперь с клеммы (3) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-1» (пост №1) делаем перемычку на клемму (4) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-2» (пост №2).

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_6

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_5

Затем с клеммы (3) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-2» (пост №2) делаем две перемычки. Одну перемычку на клемму (2) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-1» (пост №1).

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_7

А вторую перемычку на клемму (2) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-2» (пост №2).

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_8

И теперь осталось сделать еще одну перемычку с клеммы (1) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-2» (пост №2) на клемму (1) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-1» (пост №1). Таким образом мы подключили кнопки «Пуск-1» и «Пуск-2» параллельно друг другу.

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_9

Готово.

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_10

Вот собранная схема и ее монтажный вариант.

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_12

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_15

Теперь управлять катушкой контактора, а также самим двигателем можно с любого ближайшего для Вас поста. Например, включить двигатель можно с поста №1, а отключить с поста №2, и наоборот.

О том, как собрать схему управления двигателем с двух мест и принцип ее работы предлагаю посмотреть в моем видеоролике:

Ошибки, которые могут возникнуть при подключении

Если перепутать, и подключить кнопки «Стоп» не последовательно друг с другом, а параллельно, то запустить двигатель можно будет с любого поста, а вот остановить его уже на вряд ли, т.к. в этом случае необходимо будет нажимать сразу обе кнопки «Стоп».

И наоборот, если кнопки «Стоп» собрать правильно (последовательно), а кнопки «Пуск» последовательно, то двигатель запустить не получится, т.к. в этом случае для запуска нужно будет нажимать одновременно две кнопки «Пуск».

 

Схема управления двигателем с трех мест

Если же Вам необходимо управлять двигателем с трех мест, то в схему добавится еще один кнопочный пост. А далее все аналогично: все три кнопки «Стоп» необходимо подключить последовательно, а все три кнопки «Пуск» параллельно друг другу.

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_13

Монтажный вариант схемы.

sxema_upravleniya_magnitnym_puskatelem_s_dvux_mest_схема_управления_магнитным_пускателем_с_двух_мест_14

Если же Вам необходимо осуществлять реверсивный пуск асинхронного двигателя с нескольких мест, то смысл остается прежним, только в схему добавится, помимо кнопок «Стоп» и «Пуск» («Вперед»), еще одна кнопка «Назад», которую необходимо будет подключить параллельно кнопке «Назад» другого поста управления.

Рекомендую: на постах управления, помимо кнопок, выполнять световую индикацию наличия напряжения цепей управления («Сеть») и состояние двигателя («Движение вперед» и «Движение назад»), например, с помощью тех же светодиодных ламп СКЛ, про преимущества и недостатки которых я не так давно Вам подробно рассказывал. Примерно вот так это будет выглядеть. Согласитесь, что смотрится наглядно и интуитивно понятно, особенно когда двигатель и контактор находятся далеко от постов управления.

telefonnye_trubki_dlya_prozvonki_kabelya_телефонные_трубки_для_прозвонки_кабеля_38

Как Вы уже догадались, количество кнопочных постов не ограничивается двумя или тремя, и управление двигателем можно осуществлять и с бОльшего числа мест — это все зависит от конкретных требований и условий рабочего места.

Кстати, вместо двигателя можно подключить любую нагрузку, например, освещение, но об этом я расскажу Вам в следующих своих статьях.

P.S. На этом, пожалуй и все. Спасибо за внимание. Есть вопросы — спрашивайте?!

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:


43 комментариев к записи “Схема управления магнитным пускателем с двух и трех мест”

  1. Сергей:

    спасибо

  2. Николай:

    Молодец !!! Классные статьи.
    Спасибо тебе :)

  3. Вик-тор:

    Тема для аудитории сайта как всегда нужная и понятно оформлена, но может быть в объем информации по схеме управления добавить тепловое реле, это тоже полезно знать.

  4. Админ:

    Вик-тор, в статье про нереверсивный пуск двигателя рассмотрен пример с тепловыми реле. К тому же есть отдельная статья про устройство и принцип действия теплового реле. Поэтому в данной статье упор сделал именно на управление контактором с двух мест.

  5. вик-тор:

    У Вас рассмотрено много тем, а я недавно на сайте и не со всеми знаком, так что снимаю вопрос.

  6. Сергей:

    С маркировкой цепей управления- Вы погорячились. Слева направо (1,3,5,7,итд).Посмотрите схемы застойных времен.За неправильную маркировку-нужно убивать.Извините за резкость.

  7. Админ:

    Сергей, что Вы имеете ввиду под неправильной маркировкой? Есть пускатель ПМЛ-1100, вот на его примере и показана маркировка зажимов. Кстати, данная маркировка принята, согласно ГОСТ Р 50030.4.1-2002. Подключал бы другой контактор, вот тогда бы и применил соответствующую маркировку, а про «убивать» Вы лучше в другом месте так себя позиционируйте.

  8. Ильдар:

    Здравствуйте.
    Во первых — у вас очень хорошие статьи.
    Во вторых — Они очень полезны мне как проектировщику и домашнему электрику :)
    в третьих — Устроившись в проектный отдел я узнал о таких вещах про которые не слышал во время учебы, а именно УБЗ и что еще круче УМЗ. Документацию по сим приборам читал, что они делают знаю, но вот с информацией о практическом применении сиих приблуд в нашем отделе никто рассказать ничего не может. Теоретики блин.
    Так, что если вам не трудно поделитесь своим опытом работы с УМЗ, УБЗ и их аналогами.

  9. Олег:

    Спасибо Дмитрий очень полезная статья про такой вариант слышал что данную схему применяли на элеваторах и на току в сель.хозных организациях сам правдо на практике не применял но думаю не всё потеряно ещё раз спасибо за
    отличную статью

  10. Марк:

    существует схема на реле включения-отключения любой нагрузки(не только МП) с разного(любого) числа мест.Число реле=числу мест,с которых идет управление

  11. Эдуард:

    Здравствуйте Дмитрий!У Вас в двух статьях про ПМ с и без теплового реле, на схемах для большей наглядности нужно поправить , что контакты 13 и 14 NO находятся на пускателе, а по схеме можно понять что на кнопочном посту.

  12. Админ:

    Марк, возможно Вы имели ввиду импульсное реле.

    Эдуард, я же специально привел монтажную схему, чтоб было проще ориентироваться. Кнопочный пост вынесен отдельно и отделен штриховой линией. К тому же контакт (13-14) имеет обозначение К1, что и подтверждает его отношение именно к контактору, а не к кнопочному посту. Куда ж еще подробнее?! Про тепловое реле я уже отвечал в комментариях выше.

  13. марк:

    Нет.на самых обычных реле.используется на каждом два тройника.а катушка отдельно от обычного выключателя.

  14. Админ:

    Ильдар, спасибо, но с УМЗ и УБЗ лично не сталкивался. Если уж и попадет ко мне что-нибудь подобное в руки, то учту Ваши пожелания и напишу статью.

  15. Сергей:

    спасибо за статьи ,очень познавательно,пишите ещё!!!

  16. олег:

    Статьи хорошие и написаны понятным языком .У меня в подчинении много молодежи и иногда использую схемы в статьях как наглядный материал ,показываю схему и предлагаю собрать .И конечно бы хотелось побольше такого материала .Спасибо .

  17. 1121:

    Ребята!!
    Давайте прекращать пиариться «спасибо за статьи ,очень познавательно,пишите ещё!!!» не нужно писать. Коль это читаете. Всё и так понятно, что написано по существу, иначе не читали бы…

  18. ПАВ:

    Т.Е. ві считаете, что автор статьи сам себя хвалит? Иначе как понимать ваше «пиариться» ? Ві имеете полное право написать здесь свое мнение. Впрочем, оно тоже может стать пиаром…

  19. 1121:

    Это не автор себя хвалит.
    Просто в комментариях хотелось бы читать вопросы и ответы к статье, а не 20 комментариев не о чём.

  20. Юрий:

    Здравствуйте спасибо за статью.
    Вопрос: каким кабелем вести проводку к удаленному посту?
    Правильно я понял, что к последнему в схеме достаточно трехжильного, а ко всем остальным — четырёх ?

  21. O'Scar:

    Очень любопытно, где сейчас можно найти напругу 127/220? Мне 50, и этого напряжения в руках не держал

  22. Админ:

    O’Scar, на предприятиях или в очень старом жилом фонде.

  23. ПАВ:

    Где-то даже мелькало совсем непонятное про 127 в каждом гнезде розетки, так что- возможно все. Хоть и непонятно.

  24. Евгений:

    Для упрощения процесса подключения можно воспользоваться программируемым реле ПР 100. Тогда можно управлять хоть с 20 рабочих мест. И кабель экономиться.

  25. Сергей:

    Ввимательно проверьте схемы-где 220,а где на 380 вольт катушки.
    А то кто то подключит ,и сгорят катушки пускателей!!!

  26. Админ:

    Сергей, об этом я и предупреждал в статье, указав различные варианты схем. Будьте внимательны при выборе номиналов у катушек контакторов.

  27. Владимир:

    Хорошая статья! Всегда советую ваш сайт новеньким сотрудникам. Смею добавить лишь одно: на рисунках принципиальных схем не помешало бы указать как выполнено соединение обмоток (треугольник или звезда). Поскольку статья для начинающих электриков, то данный момент может смутить.

  28. Александр:

    А как правильно подключить автомат цепи управления: после вводного автомата или до вводного автомата( на видео и на монтажной схеме разные соединения)?

  29. ПАВ:

    Где вы там видите «автомат цепи управления» ?

  30. Админ:

    Александр, цепи управления можно подключить после силового автомата или же шлейфом от его верхних зажимов. В некоторых случаях схема управления может быть запитана и вовсе отдельным кабелем, и даже на другое более низкое напряжение. Это все зависит от местных условий и примененного проектного решения.

  31. Антон:

    У меня в заводском общежитии в пожарных шкафах стоят кнопочные посты для повысительных насосов. 24 штуки.

  32. Роман:

    А можете опубликовать монтажную схему аппарата контактной сварки мсс 1902.

  33. Админ:

    Роман, такой схемы у меня нет. Попробуйте с данным вопросом обратиться на Форум Электриков (ссылочка на него в верхнем меню сайта). Может кто и поможет.

  34. Роман:

    Спасибо

  35. Василий:

    Здравствуйте!Уважаемый Админ. Я тоже работаю электромонтажником много лет и постоянно сталкиваюсь с проблемой отсутствия новых учебников и справочников по электромонтажу и обслуживаннию. В книжных магазинах пусто. Благодаря Вашему сайту я много узнал. Надеюсь еще больше узнаю.У меня предложение к Вам.На основе Ваших материалов выпустить книгу или книги с компакт-дисками или другими носителями, или выпустить журнал — профессиональный. У всех профессий есть свой журнал, а у электриков — нет. Вариантов много.В выигрыше будут все. Ведь не у всех есть компьютер с хорошим сайтом, и иногда «професионалы» из гражданских такого наляпают, что и речь временно теряешь. Я думаю все будут «за».Всего хорошего! До свидания!

  36. Админ:

    Василий, спасибо. Мысль такая была, но сразу улетучилась, когда я узнал сколько финансов и времени нужно на выпуск издания в бумажном виде, поэтому пока весь материал представлен только на сайте.

  37. Михаил:

    Добрый день, Админ. Подскажите пожалуйста, у меня есть необходимость в схеме пуска поставить дополнительный автомат после контактора, при этом автомат перед контактором тоже будет установлен. Не противоречит ли это каким либо правилам?

  38. Админ:

    Михаил, в принципе нет, если будет соблюдена селективность срабатываний этих автоматов.

  39. Михаил:

    Спасибо, Админ. В принципе атоматы идентичные, подобранные по номиналу привода. Просто нужно периодически выводить из линии агрегаты без изменения цепей автоматики.

  40. Елена:

    Спасибо за статью! Есть вопрос — Нужно второй пост управления сделать приоритетным, т.е. если я пользуюсь вторым пультом, то первый пульт заблокирован и как снять эту блокировку в случае возникшей необходимости. Какая будет схема?

  41. Админ:

    Елена, самое простое, это врезать в цепь кнопки Пуск-2, например, контакт с ключа управления. На ключе обозначить положения типа «Управление только с поста №1» (контакт ключа должен быть разомкнут), а второе положение «Управление со всех постов» (контакт ключа должен быть замкнут). Вместо ключа управления можно использовать контакт любого устройства (кнопка с фиксацией, поворотный переключатель, обычный выключатель, тумблер и т.п.).

  42. Василий:

    Спасибо за статью. Есть вопрос-как изменить схему, если нужно в дополнение к кнопочному посту сделать включение по недельному таймеру. Например, как вы в этой статье описали. http://zametkielectrika.ru/nedelnyj-elektronnyj-tajmer-te-15-nastrojka-i-sxema-podklyucheniya/

    Нужно что-бы оборудование включалось и выключалось по таймеру, но при необходимости можно было принудительно включить или выключить с кнопочного поста.

  43. Админ:

    Василий, нормально-открытый контакт кнопки подключите отдельно на катушку контактора. Это и будет цепь включения в обход таймеру. А отключение можно сделать с помощью нормально-закрытого контакта, установленного в цепи питания катушки контактора.

    Кстати, мы для подобного случая (статья про суточный таймер Orbis) использовали контакт одноклавишного выключателя (на схеме контакт SB).

Оставить комментарий