
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
В прошлой статье я Вам очень подробно рассказывал про время-токовую характеристику типа В на примере автоматических выключателей ВМ63-1 от КЭАЗ с номинальными токами 10 (А) и 16 (А). Я продолжу начатую тему и сегодня на очереди время-токовая характеристика типа С.
Это, наверное, одна из самых распространенных и применяемых характеристик в жилом секторе, хотя порой ее применение не всегда оправдано, но об этом еще поговорим в самое ближайшее время. Кому интересно, то подписывайтесь на рассылку новостей сайта.
Как раз мне в электролабораторию пришли на испытания пару десятков модульных автоматов серии Z406 (Effica) от компании Elvert (Китай).
Впервые сталкиваюсь с этим производителем, поэтому прогрузить эти автоматы будет вдвойне интереснее.
По внешнему виду никаких особенных отличий у автоматов Elvert от автоматов других производителей я не нашел.
Единственное, что сразу бросилось в глаза, так это наличие и исполнение заглушек для пломбировки клемм автоматов. Заглушкам модульных автоматов я посвятил отдельную статью, где рассмотрел различные виды заглушек у основных производителей (IEK, Legrand, Schneider Electric, КЭАЗ), но такого варианта я еще не встречал.
Заглушки автоматов Elvert всегда идут в комплекте, а значит не нужно заботиться о том, чтобы приобретать их отдельно.
Заглушка легко перемещается по направляющим, тем самым открывая и закрывая доступ к зажимному винту.
Если в заглушке нет необходимости или она Вам мешает, то ее можно снять с автомата, переместив до упора и слегка сжав.
Проволока для пломбы продергивается через специальные отверстия, сделанные, как в самой заглушке, так и в корпусе автомата.
Вот на примере прогрузки автоматов Elvert я Вас подробно и познакомлю с время-токовой характеристикой типа С. А в качестве примера возьму два автомата: однополюсный автомат с номинальным током 16 (А) и трехполюсный автомат с номинальным током 63 (А).
Напомню, что тип время-токовой характеристики всегда указывается на корпусе автомата в виде латинской буквы, и в нашем случае, это С16 и С63. Цифры после буквы обозначают величину номинального тока автомата.
Согласно ГОСТ Р 50345-2010, п.5.3.5, существует 3 стандартных типа время-токовой характеристики (или диапазонов токов мгновенного расцепления): B, C и D. Так вот автомат с характеристикой С должен срабатывать в пределах от 5-кратного до 10-кратного тока от номинального (5·In до 10·In).
Помимо стандартных характеристик типа В, С и D, существуют еще и не стандартные характеристики типа А, К и Z, но о них я расскажу Вам как-нибудь в другой раз.
Согласно ГОСТ Р 50345-2010, п.3.5.17, ток мгновенного расцепления — это наименьшая величина тока, при котором автоматический выключатель сработает (отключится) без выдержки времени, т.е. это и есть его электромагнитный расцепитель (ЭР).
А теперь проверим заявленные характеристики представленных выше автоматов. Для этого я воспользуюсь, уже известным Вам, многофункциональным устройством РЕТОМ-21.
Вот график время-токовой характеристики (сокращенно, ВТХ) типа С, взятый из паспорта автомата Elvert:
Помимо характеристики С, на графике показаны характеристики В и D, но на них в рамках данной статьи не обращайте внимания.
На графике показана зависимость времени отключения автоматического выключателя от протекающего через него тока. Ось Х — это кратность тока в цепи к номинальному току автомата (I/In). Ось У — время срабатывания (t), в секундах (минутах).
Запомните, что время-токовые характеристики практически всех автоматов изображают при температуре окружающей среды +30°С и данная характеристика не исключение.
График разделен двумя линиями, которые и определяют разброс времени срабатывания зон теплового (зеленого цвета на графике) и электромагнитного (коричневого цвета на графике) расцепителей автомата.
Верхняя линия теплового расцепителя (зеленого цвета на графике) — это холодное состояние, т.е. без предварительного пропускания тока через автомат, а нижняя линия теплового расцепителя — это горячее состояние автомата, т.е. который только что был в работе или сразу же после его срабатывания.
1. Токи условного нерасцепления (1,13·In)
У каждого автомата есть такое понятие, как «условный ток нерасцепления» и он всегда равен 1,13·In. При таком токе автомат не отключится в течение 1 часа (для автоматов с номинальным током ≤ 63А) и в течение 2 часов (для автоматов с номинальным током > 63А).
Точку условного нерасцепления автомата (1,13·In) всегда отображают на графике. Если провести прямую, то видно, что она уходит как бы в бесконечность и с нижней линией теплового расцепителя пересекается в диапазоне от 60 до 120 минут, в зависимости от номинала автомата.
Таким образом, при прохождении через наш рассматриваемый автомат Elvert С16 тока 1,13·In = 18,08 (А) его тепловой расцепитель не должен сработать в течение 1 часа. А при прохождении через автомат С63 тока 1,13·In = 71,19 (А) его тепловой расцепитель не должен сработать в течение 1 часа.
Вот значения «токов условного нерасцепления» для различных номиналов автоматов:
- 10 (А) — 11,3 (А)
- 16 (А) — 18,08 (А)
- 20 (А) — 22,6 (А)
- 25 (А) — 28,25 (А)
- 32 (А) — 36,16 (А)
- 40 (А) — 45,2 (А)
- 50 (А) — 56,5 (А)
- 63 (А) — 71,19 (А)
Проверку рассматриваемых автоматов на токи «условного нерасцепления» я проводить не буду, т.к. это занимает достаточно длительное время, да и согласно нашей утвержденной методики на автоматы, такую проверку мы не проводим.
2. Токи условного расцепления (1,45·In)
Есть еще понятие, как «условный ток расцепления» автомата и он всегда равен 1,45·In. При таком токе автомат отключится за время не более 1 часа (для автоматов с номинальным током ≤ 63А) и за время не более 2 часов (для автоматов с номинальным током > 63А).
Кстати, точку условного расцепления автомата (1,45·In) практически всегда отображают на графике. Если провести прямую, то видно, что она пересекает график в двух точках зоны теплового расцепителя: нижнюю линию в точке 60-70 секунд, а верхнюю — в точке от 60 до 120 минут, в зависимости от номинала автомата.
Таким образом, автомат с номинальным током 16 (А) в течение часа, не отключаясь, может держать нагрузку порядка 23,2 (А), а автомат с номинальным током 63 (А) — порядка 91,35 (А). Но это при условии, что автоматы изначально были в холодном состоянии, в ином случае время их отключения будет значительно меньше.
Вот значения «токов условного расцепления» автоматов различных номиналов для их холодного состояния:
- 10 (А) — 14,5 (А)
- 16 (А) — 23,2 (А)
- 20 (А) — 29 (А)
- 25 (А) — 36,25 (А)
- 32 (А) — 46,4 (А)
- 40 (А) — 58(А)
- 50 (А) — 72,5 (А)
- 63 (А) — 91,35 (А)
Вот об этом не стоит забывать при выборе сечения проводов и кабелей для электропроводки (вот Вам таблица в помощь).
Вот представьте себе, что кабель сечением 2,5 кв.мм Вы защищаете автоматом на 25 (А). Вдруг по некоторым причинам Вы перегрузили линию до 36 (А). Такое зачастую бывает, особенно в зимнее время, когда включены нагреватели и множество различных бытовых приборов.
Автомат номиналом 25 (А) при токе 36 (А) может не отключаться в течение целого часа (из холодного состояния), а по кабелю будет идти ток, который превышает его длительно-допустимый ток (25 А).
За это время кабель конечно же не расплавится, но нагреться может достаточно сильно. Более точнее скажу, когда проведу данный эксперимент и измерю температуру нагрева с помощью тепловизора. Так что кому интересно, то подписывайтесь на рассылку сайта «Заметки Электрика», чтобы не пропустить выход новых статей.
А Вы все знаете, что повышенная температура всегда подвергает изоляцию ускоренному старению, т.е. сегодня нагрели, завтра и послезавтра перегрели, происходит ее старение и растрескивание, изоляция ухудшается, что в итоге может привести к короткому замыканию и прочим разным последствиям.
А если еще учесть то, что в последнее время производители кабельной продукции преднамеренно занижают сечения жил, то ситуация тем более усугубляется.
Некоторые мои коллеги в Интернете, ссылаясь на мое мнение, утверждают, что я не прав и сильно перестраховываюсь. Да, возможно это и так, и температура нагрева кабеля не выйдет за предельные нормы, но еще раз повторю про ситуацию с занижением сечения жил. Вы думаете, что приобрели кабель сечением 2,5 кв.мм, но по факту это может оказаться кабель с сечением жил 2,0 кв.мм. И про прочей равной нагрузке он может нагреться уже гораздо сильнее. Поэтому я считаю, что данный факт мы, как специалисты, должны учитывать в том числе.
В принципе, выбор номиналов автоматических выключателей это отдельная тема для статьи. Я лишь привел здесь одну из наиболее распространенных ошибок.
Лично я рекомендую защищать кабели следующим образом:
- 1,5 кв.мм — защищаем автоматом на 10 (А)
- 2,5 кв.мм — защищаем автоматом на 16 (А)
- 4 кв.мм — защищаем автоматом на 20 (А) и 25 (А)
- 6 кв.мм — защищаем автоматом на 25 (А) и 32 (А)
- 10 кв.мм — защищаем автоматом 40 (А)
- 16 кв.мм — защищаем автоматом 50 (А)
- 25 кв.мм — защищаем автоматом 63 (А)
Для удобства все данные я свел в одну таблицу:
А теперь проверим рассмотренные автоматы на токи условного расцепления.
Чтобы мне не терять время, я буду сразу проверять 4 автомата с номинальным током 16 (А), подключив их последовательно.
В общем наводим ток 23,2 (А) и засекаем время.
Первым отключился четвертый автомат, время срабатывания которого составило 108,4 (сек.).
Сейчас я исключу отключившийся автомат из схемы и продолжу испытания остальных. Более подробнее про это Вы можете посмотреть в видеоролике в конце статьи, а сейчас я укажу получившееся время срабатывания всех четырех автоматов:
- автомат №1 — 376,32 (сек.)
- автомат №2 — 130,48 (сек.)
- автомат №3 — 220,92 (сек.)
- автомат №4 — 108,4 (сек.)
Все наши автоматы сработали в пределах заявленных время-токовых характеристик.
Теперь у нас на очереди трехполюсный автоматический выключатель Elvert с номинальным током 63 (А). Проверять его тепловой расцепитель я буду, пропуская одновременно через все три полюса ток 91,35 (А).
Автомат сработал за время 267,2 сек., что также соответствует ВТХ.
3. Проверка теплового расцепителя при токе 2,55·In
Согласно ГОСТ Р 50345-2010, п.9.10.1.2 и таблицы №7, если через автоматический выключатель будет проходить ток, равный 2,55·In, то его тепловой расцепитель должен сработать за время не менее 1 секунды и не более 60 секунд для автоматов с номинальным током ≤ 32 (А), или не менее 1 секунды и не более 120 секунд для автоматов с номинальным током > 32 (А).
На графике видно, что нижний предел по отключению взят с некоторым запасом, т.е. не 1 секунду, а целых 8 секунд. Верхний предел тоже взят с небольшим запасом — не 60 секунд, а 40 секунд. На то есть право у производителей автоматов. Вот поэтому они всегда к каждому автомату прикладывают, непосредственно, свою ВТХ, которая, естественно, что удовлетворяет всем требованиям ГОСТ Р 50345-2010.
Проверим!
Автомат Z406 от Elvert с номинальным током 16 (А) при токе 40,8 (А), согласно ГОСТ Р 50345-2010, должен отключиться за время не менее 1 секунды из горячего состояния и не более 60 секунд из холодного состояния. Но, согласно ВТХ завода-производителя, время отключения должно находиться в пределах от 8 до 40 секунд.
Первый раз автомат отключился за время 5,35 (сек.), а второй раз — за время 5,26 (сек).
Как видите, время срабатывания автомата лежит вне предела ВТХ завода-производителя, но вполне соответствует ГОСТ Р 50345-2010.
И для какой цели производитель отобразил график ВТХ в таком виде, если автоматы срабатывают вне этого графика?! Это несоответствие необходимо исправить!
Автомат Z406 от Elvert с номинальным током 63 (А) при токе 160,65 (А) должен отключиться за время не менее 1 секунды из горячего состояния и не более 120 секунд из холодного состояния. Каждый полюс автомата я буду прогружать в отдельности.
Автомат отключился за время:
- первый полюс - 15,37 (сек.)
- второй полюс - 31,89 (сек.)
- третий полюс - 30,52 (сек.)
4. Проверка электромагнитного расцепителя при токе 5·In
Согласно ГОСТ Р 50345-2010, п.9.10.2.1 и таблицы №7, если через автоматический выключатель будет проходить ток, равный 5·In, то он должен отключиться за время не менее 0,1 секунды. Верхний предел по времени ГОСТом Р 50345-2010 не определен, и у автоматов разных производителей здесь может наблюдаться не большой разброс в пределах от 1 до 10 секунд.
Странно, конечно, ведь речь идет об электромагнитном расцепителе и он должен срабатывать без выдержки времени. Но тем не менее, при токе 3·In электромагнитный расцепитель еще не срабатывает и по факту автомат отключается все таки от теплового расцепителя. Вот именно поэтому измеренное значение петли фаза-ноль сравнивают не с 5-кратным током, а с 10-кратным, учитывая коэффициент 1,1.
Итак, автомат Z406 от Elvert с номинальным током 16 (А) при токе 80 (А) должен отключиться за время не менее 0,1 секунды.
Первый раз автомат отключился за время 0,942 (сек.), а второй раз — за время 0,95 (сек.), что вполне удовлетворяет вышеперечисленным требованиям.
Автомат Z406 от Elvert с номинальным током 63 (А) при токе 315 (А) должен отключиться за время не менее 0,1 секунды. Здесь аналогично, каждый полюс автомата я буду прогружать в отдельности.
Автомат отключился за время:
- первый полюс - 4,97 (сек.)
- второй полюс - 3,36 (сек.)
- третий полюс - 5,2 (сек.)
5. Проверка электромагнитного расцепителя при токе 10·In
Согласно ГОСТ Р 50345-2010, п.9.10.2.1 и таблицы №7, если через автоматический выключатель будет проходить ток, равный 10·In, то он должен отключиться за время менее 0,1 секунды.
Автомат Z406 от Elvert с номинальным током 16 (А) при токе 160 (А) должен отключиться за время менее 0,1 секунды.
Первый раз автомат отключился за время 6,5 (мсек.), а второй раз — за время 6,5 (мсек.).
Автомат Z406 от Elvert с номинальным током 63 (А) при токе 630 (А) должен отключиться за время менее 0,1 секунды. Здесь аналогично, каждый полюс автомата я буду прогружать в отдельности.
Автомат отключился за время:
- первый полюс - 7,6 (мсек.)
- второй полюс - 7,8 (мсек.)
- третий полюс - 7,6 (мсек.)
Как видите, оба автомата полностью соответствуют требованиям ГОСТ Р 50345-2010 и заявленным характеристикам завода-изготовителя Elvert.
Всю информацию по пределам срабатывания время-токовых характеристик различных типов (B, C и D) я представил в виде общей таблицы:
Как видите, разницей между время-токовыми характеристиками типа В, С и D являются только значения срабатывания электромагнитного расцепителя (ЭР). По тепловой защите они работают в одних пределах по времени.
Кому интересно, то смотрите весь процесс прогрузки автоматов в моем видеоролике:
P.S. Это все, что я хотел рассказать Вам про время-токовую характеристику типа С на примере модульных автоматических выключателей Elvert серии Z406. Надеюсь, что теперь Вы сможете самостоятельно определять пределы времени срабатывания модульных автоматов с характеристикой С, а также правильно рассчитывать сечения проводов в зависимости от номиналов автоматов. Все интересующие вопросы пишите в комментариях. Спасибо за внимание. До новых встреч.
Что такое номинальная отключающая способность?для чего она?
Вот всё прекрасно понимаю про токи условного расцепления и допустимые токи для кабеля/провода. И на мелких диаметрах свято соблюдаю (1,5кв.мм — 10А, 2,5кв.мм — 16А и пр.)
Но вот для 63А выполнить разводку 25 кв.мм физически весьма затруднительно. Вот сейчас как раз родственнику помогаю с электрикой в доме. 15 кВт по одной фазе, т.е. те самые 63А.
ПУГВ 25кв.мм — очень толстый и жёсткий провод, даже в шкафу ABB серии B с расстоянием между DIN-рейками 150мм и глубиной 215мм, который я выбрал, он ложится очень плохо. Что уж говорить про более массовые и компактные серии. Но это полбеды — главное, что в существенную часть модульки (включая самую ходовую серию автоматов ABB S200) наконечники НШВИ 25 кв.мм вообще не лезут. А двойные НШВИ на такой диаметр не лезут вообще никуда, даже в суровые рубильники ABB OT63.
Так что приходится на свой страх и риск ограничиться 16 кв.мм. Благо в условиях жилого дома шансы, что автомат будет неожиданно перегружен прямо с холодного состояния, исчезающе малы.
Зачем ему такая моща, минизавод там, или что? Какая бытовуха столько жрет?
Сергей, согласно ГОСТ 50345-2010, п.3.5.5 наибольшая отключающая способность — это переменная составляющая ожидаемого тока, выраженная его действующим значением, которую выключатель должен проводить в течение времени отключения и отключать в заданных условиях.
Все понятно ,но по поводу эм.расцепителя не понятно,почему при In 10 он отключиться не более через 0,1 мс(по графику не понятно) почему не через 1с?
Константин, это строгое требование ГОСТ 50345-2010, что при 10-кратном токе отключение должно быть за время не более 0,1 секунды. А на графике всегда отображают подобным образом, самому данный факт не понятен.
То есть он по правилам должен отключиться ,а по факту не известно.Не понятно зачем на графике указывать холодное ,теплое состояние эм.расцепителя-если не понятно как автомат будет срабатывать?
Константин, Вы статью читали?! У электромагнитного расцепителя нет понятия холодного или горячего состояния. Он строго срабатывает по требованиям ГОСТ, при 10-кратном токе менее, чем за 0,1 секунду, а при 5-кратном — более, чем за 0,1 секунду.
Согласен по по поводу эл.магнитного расцепителя(стыдно,спишем на пиво).
Тоже никогда до конца не понимал этих графиков. Но и рисуют их по-разному. Здесь что-то выделено на границе 0,1с.
С какого-то импортного DIY ресурса. Предыдущий рисунок из каталога GE.
Lounger, на графике GE и выделены все имеющиеся точки, про которые я и рассказывал в статье: 1,13; 1,45; 2,55, а также граница срабатывания (0,1 сек.)электромагнитных расцепителей типов B, C и D.
Спасибо за отличную работу, всем рекомендую данный сайт
«Помимо стандартных характеристик типа В, С и D, существуют еще и не стандартные характеристики типа А, К и Z, но о них я расскажу Вам как-нибудь в другой раз.»
Ждем статью по теме нестандартных характеристик типа А, K, Z, на примере какого нибудь ВА 88-35.
Очень познавательные статьи! Спасибо Вам!
Andrey, сейчас в наличии имеется двухполюсный S202 от АВВ с характеристикой Z и номинальным током 2 (А). Вот его и можно взять в качестве примера.
Админ- ххх, купил бы.
Andrey: а какая разница- ВА там или другой, ВТХ все равно типовые.
Уважаемый автор при испытаниях не учитывает следующие условия. Температура калибровки модульных выключателей составляет 30℃. Если окружающая температура при испытаниях отличается от температуры калибровки (вряд ли в лаборатории поддерживается температура 30℃), то необходимо вводить поправку к номинальном току. Второе — минимальная длина каждого временного соединения от вывода до вывода по ГОСТу должна составлять 1 метр для сечений до 10 мм квадратных, и 2 метра для сечений выше 10 им квадратных. Автор же при испытаниях использует проводники намного короче.
Это для каких ситуаций вы ГОСТ применили? При проверке/прогрузке АВ измеряется ТОК, а не падение напряжение на разной длины и сечения проводниках. Есть поддерживать ток в требуемых границах, какая ему разница- метр там или два, 6 или 10 мм.кв.?
Если проводим испытания в соответствии с ГОСТ, то необходимо выполнять все требуемые условия. Требования к минимальной длине соединений указаны в п. 9.2 Условия испытаний.
Хорошо, испытали в АВ при +30, а как быть с применением? И ладно- при +40, просто тепловик раньше проснется, не хорошо, но и не смертельно. А как при -30, какая будет ВТХ?
И еще- Админ делал демо для темы с помощью прибора, сделанного для этого в том числе, разработчики не в курсе о длине проводов? И к какой точности следует стремиться?
Для температур, отличных от температуры калибровки, производитель обязан предоставлять поправочные коэффициенты. К примеру, для 16 амперного автомата АББ с характеристикой С при -30 номинальное значение тока равно 20,7 Ампер. На время-токовой кривой обычно применяют не абсолютное значение тока в амперах, а кратность к номиналу, поэтому вид кривой не изменится и при -30.
К прибору Ретом-21 никаких вопросов. Кабели, которые входят в его комплект имеют достаточную длину. Вопросы только к длине проводников, которые автор использует для соединения полюсов трехполюсного автомата. Она не больше 10 см.
Еще раз- Админ не проводил официальных измерений в выдачей документа, он показал кино. Давайте уже и поверенный термометр, и гигрометр, и свидетельство метролога поверителя требовать на то, что не подлежит поверке!
Вот в пределах той характеристики с кратностью имеет право находиться каждый экземпляр, но это не значит, что номинальные значения тока и времени не выйдут за пределы линий при других температурах. У одного они могут быть ближе к правой границе, у других- к левой, не бывает идеальной повторяемости в таких изделиях, не могут они все быть тютелька в тютельку. Обычно оговаривается зона для какого-то количества. Для полупроводников, например, ВАХ давала зону для 90% изделий одного типа. Сколько тут- ТУ и производителю ведомо.
Вопрос по тепловым расцепителям. Не совсем понятен график для «С» перегруз 1,45.
Вы пишете что если кабель 2,5 защитить АВ 25А, и перегрузить его до 36А это ~1,45, то АВ может не отключиться в течении целого часа (согласно графика из холодного состояния) ну и соответственно кабель перегреется.
На работе провели ряд эксперементов с различными номиналами АВ категории «С», и ни один из АВ не продержался больше 5мин. Вот и не понятно о каком часе согласно графика при T=30град идет речь. Перегружали АВ на 20, 30, 40 процентов при 30% время отключения 8-10мин. Получается 2,5 можно смело защитьть 25А, если это конечно точно 2,5.
Спасибо.
Товарищи электрики и все связанные с этим словом профессии!
Про номинальное сечение жил кабелей:
нужно уже давно привыкнуть, что сечение жил кабеля может отличаться от заявленного (как правило, в меньшую сторону) и с этой точки зрения производителей кабельной продукции нельзя упрекнуть в недобросовестности.
Посмотрите ГОСТ 22483-2012 «Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров» (на этот ГОСТ ссылается например ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ» по которому изготавливаются тот же самый ВВГ и др.)
Так вот в этом ГОСТ 22483-2012 четко прописано:
2.2 номинальное сечение (nominal cross-sectional area): Значение, идентифицирующее определенный размер жилы, но не подлежащее проверке непосредственным измерением.
Примечание — Для каждого конкретного размера жилы установлено требование по максимальному значению электрического сопротивления. Фактическое сечение жил может отличаться от номинального при соответствии электрического сопротивления требованиям настоящего стандарта.
То есть определяющим фактором является сопротивление жилы, а не ее номинальное сечение. А соответствует или нет это сопротивление установленным требованиям — это уже история из другой повести.
P.S.:
Ныне действующий ГОСТ 22483-2012 заменил в свое время одноименный ГОСТ 22483-77 времен СССР. Как ни странно, но там то же самое прописано.
Нового тут ничего, электрики практикующие давно знают об этой тонкости.
В том то и дело что 99% электриков думает, что если сечение жилы 2.3 вместо 2.5, то этот кабель изготовлен «не по правилам»
Вывод- они таки не думают, в наше время, с доступом к нормативке, только ленивый продолжает думать, что он думает, а фактически- зациклился на голой теории.
В наше время с доступом к нормативке никто не знает что есть доступ к нормативке, а кто знает тот ее не читает.
Проблемы индейцев шерифа не интересуют. Почему люди постоянно наступают на одни и те же грабли? Потому, что они их носят с собой!
Вывод: см. пост 05.11.2017 в 09:57
Хронология этажного щита этажом ниже. Когда соседям пофигу, хоть им на это и указывал.
Декабрь 2014. Перемычки 2,5 мм² под клеммником с вводом 6 мм².
Июль 2017. Я пнул управляющую компанию на ППР. Заменили перемычки. Фазу, как водится, покрасили синим. ))
Сентябрь 2017.
ИЭК пора бы заменить давно, но жильцы не видят. Управляющей пофигу.
Ноябрь 2017. Изоляция продолжает испаряться. На днях управляющая повесила объявление об отключении электроснабжения на пару часов в связи с плановыми работами. Но автоматы в зоне ответственности жильцов, так что в таком виде я их и обнаружил.
А щит первого этажа оставили открытым.
Странная ситуация- всем все до лампочки!
Или на сленге- все матрали и никто не карнал
Мне это все напоминает пожар или аварию- все спешат сделать селфи, но мало кто спешит помочь. Вы кто в данном месте и ситуации, ради чего эти кадры- обличить, помочь? Так работники УК сюда не ходят.
Это наглядное напоминание для жителей (коих здесь немало, полагаю?), что практически всё в их собственных руках. Тем более на первом фото написано, что в 2014 году жильцу обращалось на это внимание.
А вот и официальные обращения уже после «ремонта» летом 2017
Дмитрий, абсолютно верно. Все, что установлено после вводного автомата и счетчика, независимо от того, находится ли оно в этажном щите или внутри квартиры, лежит в обслуживании на плечах граждан-собственников.
ПАВ Так работники УК сюда не ходят.
Это лож. Я работник УК.
Все, что установлено после вводного автомата и счетчика.
Не верно. Зона балансовой принадлежности делится прибором учёта. До прибора учёта УК, прибор учёта и далее собственник помещения. Нет фоток на буке. Мы делаем так. От стояков через «орехи» медью 6 квадратов на вводной двухполюсной автомат С40. с него на прибор учёта. Далее не чего бесплатного, только резьбы протянуть. При замене прибора учёта собственник сдаёт 1500 рублей, мы закупаем в магазине ПВ, учёт, автоматы (в моём городе китайские Чинт из бюджетных пожалуй лучшие) и нулевую шину.
в этажном щите или внутри квартиры, лежит в обслуживании на плечах граждан-собственников.
В квартире собственник что хочет то и делает. А в этажном щите не имеет права. В этажном щите имеет право производить работы только работник УК. Пишу как ответственный за такие электроустановки.
Андрей, Вы хотите сказать, что если групповые автоматы для квартиры находятся в этажном щите, то подключать те же отходящие кабели, идущие в квартиру, дополнять имеющийся ряд групповых автоматов, УЗО, реле и т.п. имеет право только работник УК?
Андрей, как вам сложно понять- вы тут один, и правильный. Бывает.Следовательно, все ваши рассказы смело можно делить на коэффициент порядочности всех ваших коллег, и вряд ли он будет высоким. Фото тому пример.
имеет право только работник УК?
Совершенно верно. Только в этом случае я несу ответственность за электроустановку. А когда лезут умельцы которые по просьбе жильцов поставить автомат помощнее (у многих, почти у всех, понятие мощнее, толще, надёжнее) вместо 16 амперного ставят 25-32 встречал и 50 да ещё закрутят винты отвёрткой от швейной машинки. Я как за это должен отвечать? Мне ещё с соседями повезло они ставят свои интернетные и телевизионные усилители и сразу меня предупреждают. Более того без моего присутствия ни горсети ни энергосбыт не имеют права даже показания снимать.
делить на коэффициент порядочности всех ваших коллег, и вряд ли он будет высоким.
Согласен но не совсем. У нас в городе 2 года назад были каким то чудом выделены деньги на кап. ремонт. Я единственный в городе кто в заявке написал правильно названия и количество материалов. Безграмотность и лень- это первых 2 бича. А в этом году мне предложили откапиталить двух подъездную двухэтажку. Я накидал смету кругом медь ревизия т.е. переделка этажных щитов. Через неделю от моих услуг отказались нашли дешевле на 5 тысяч рублей. Я попал после работ и увидел что сделали всё в аллюминии а щитов вообще не касались. Позже узнал, что работали родственники какого то начальника и они поделились. А вот с таким бичём у нас несовладают пока социализм не вернётся. Да и мало кто на такие сайты попадает. За спасибо советы нераздают.
Вы продолжаете поражать- ваше образование профильное- электротехническое? Считаете, все в городе ДО ТОГО должны пройти электролибез в объеме пары курсов хотя-бы техникума, дабы правильно назвать материалы? Опуститесь на грешную землю! Как писал классик-…ведра у всех есть, гусей не хватает!…(с)Вы разираетесь в электрике, но умеете штопать носки, всех электриков послать на курсы штопальщиков?
Угомонитесь- делайте свою работу- устраняйте, указывайте подчиненным, заставляйте их, советуйте начальникам и проч., смысл обвинять обывателя в незнании закона Ома???
Андрей, вот Вы все верно говорите! С одной стороны этажный щит полностью находится в обслуживании УК, а с другой стороны — граница балансовой принадлежности между УК и потребителем делится прибором учёта. Но вот нюанс! Эта граница находится в этажном щите, который обслуживает УК. В связи с этим, все работы в этажном щите необходимо делать с разрешения или согласования УК. Да так оно и правильно, так и должно быть!
Вот например, захотел я установить УЗО — необходимо пригласить электрика УК. Захотел установить после прибора учета реле напряжения — опять таки нужно приглашать представителя УК, захотел установить дополнительный автомат — опять УК, захотел подключить новую линию в квартиру — опять УК, увидел какие то нагревы или оплавление изоляции на проводах отходящих в квартиру — опять УК, и т.д. и т.п. И сколько же таких приглашений может быть в день?! Согласитесь, что много! К тому же здесь ложится дополнительная нагрузка, своевременно обслуживать не только этажные щиты, где установлены только вводные автоматы и ПУ, но и то, что находится за границей балансовой принадлежности, т.е. автоматы и прочая автоматика потребителя. А для этого нужен соответствующий штат электриков. А по факту что?!
А по факту все делается иначе. Обслуживания этажных щитов силами УК выполняется только по замечаниям, в аварийных ситуациях или при капитальном ремонте. Что касается потребителей, все работы после ПУ проводятся силами потребителя, но к сожалению, не всегда с приглашением грамотных специалистов. А отсюда и все возможные проблемы.
Кстати, как Вы определяете стоимость той или иной работы?! Рассчитываете смету на каждое обращение? Не верится! Да и у потребителя в таком случае всегда должен быть выбор, если вдруг Ваши расценки его не устроят, например, пригласив специалиста со стороны. Тогда вопрос следующий! Как организовать работу специалиста в сторонней электроустановке?! Согласно Правил ПОТЭУ специалиста нужно будет проинструктировать, выдать как минимум распоряжение, допустить, сделать необходимые отключения, если таковы требуются, и т.д. и т.п. А это опять ложится на плечи УК!
P.S. И каковы пути решения!? Кто здесь прав, а кто виноват?! Пока не будет четкого регламента взаимодействия в этом вопросе между УК и потребителем, то так и будет все это продолжаться.
Пломбировка счетчика в моей УК стоит 850 рублей. Замену старого счетчика делали за свой счет, прибор учета был наш, а пломбировка от УК.
Чтобы через год, скажем, протянуть алюминий в счетчике — надо сделать заявку в УК. Что-то мне подсказывает, что повторная пломбировка выйдет минимум в 850. При стоимости новой однофазной Невы около 800 рублей.
Благо нагрузки в квартирах небольшие и не длительные, а у приборов учета клеммы длинные.
А электрику из УК от этих сумм наверное и не достается толком еще.
Вот например, захотел я установить УЗО…реле напряжения…захотел установить дополнительный автомат.
Извините за прямоту, может я отвечу грубо но доходчиво. Вот еду я в автобусе и шибко захотел кондуктора, а тут на остановке такая красавица вошла её мне ещё больше захотелось. Что мешает??? Причин несколько.
1 Моральное воспитание.
2 Закон.
Убираем окружающих загоняем автобус в гараж.
3 Надо убраться.
4 Вот подстава надо лечь.
Стоит это всех перечисленных работ. Надо наверное быть сильно большим романтиком. Ведь проще гостиницу снять. А ещё проще дома воплощать все свои фантазии. Есть схема щита там на бытовые нужды отведено 3 места под автоматы + нулевая шина = 4. 4х3 а бывает 4х4 получается 12 а то и 16 мест занято. Так что с хотелками снимать надо угол на лестничной площадке а лучше сделать щит в квартире и хоть на все линии стабилизаторы ставь слова не кто не скажет.
Есть схема щита. Вот за обслуживание этой схемы собственники и платят в УК. А за остальные фантазии…
Обслуживания этажных щитов силами УК выполняется только по замечаниям, в аварийных ситуациях или при капитальном ремонте.
Вроде не кто не отменял плановое обслуживание обратитесь в УК и пусть предоставят журнал. Закон для всех одинаков.
Пломбировка счетчика в моей УК стоит 850 рублей. Дмитрий мне прям захотелось у вас в УК поработать. Я где то писал что замена учёта на сегодняшний день стоит 1450 рублей. Сюда входит учёт(750), 3 автомата(300), нулевая шина(30), медный провод ПВ3-6 2 метра(100), номерная пломба(60) ну и остаток благодарность за работу. Получается 750+300+30+100+60=1240-1450=210 делим на двоих получается по 105-150 рублей благодарности за заявку на замену прибора учёта. А за обслуживание и производимые работы есть зарплата. Я как заинтересованное лицо заставляю собственников менять автоматы через 5-6 лет. И ночами сплю спокойно. практически нестало аварийных вызовов. А когда я устроился по 2-4 в неделю было. Директор даже не думает чтобы мы на работе были постоянно. Порой когда сильно увлекёмся ремонтами отправляет на дополнительные оплачиваемые выходные. Хороший стимул хорошо делать свою работу и непускать умельцев? У нас в УК 15 домов.
Считаете, все в городе ДО ТОГО должны пройти электролибез в объеме пары курсов хотя-бы техникума, дабы правильно назвать материалы? Опуститесь на грешную землю!
ПАВ уважаемый заявки составляли те же руки которые производили работы. Отсюда вывод как составлено так и выполнено. И обидно становится за землю.
Кстати, как Вы определяете стоимость той или иной работы?!
Наверное в каждом городе есть специалисты которые занимаются ремонтом домов, квартир итд. Есть прайсы на работы приблизительно цены у всех одинаковые. Есть такие вещи как здравый смысл и совесть. Если я категорически не хочу с каким либо собственником общаться цену из прайса умножаю на 2 или 3. А с адекватными людьми цену делю на 2 и зарплата идёт и я знаю что меня позовут и посоветуют другим.
Может нас таких двое я и мой напарник???
обратитесь в УК и пусть предоставят журнал.
Вот тут я слукавил, четно признаюсь. Раньше графики составлял вёл журнал по ПР. Но когда стало всё спокойно жизнь наладилась перестал.
Ждем эксперимента по измерению температуры перегруженного кабеля. А то прямо копья ломаем уже…
Здесь у Вас ошибка в пункте 4. Проверка электромагнитного расцепителя при токе 5·In Согласно ГОСТ Р 50345-2010, п.9.10.2.1 и таблицы №7, если через автоматический выключатель будет проходить ток, равный 5·In, то он «НЕ» должен отключиться за время не менее 0,1 секунды.
А нет все верно))) Почему ГОСТ Р 50345 в п.9.10.2 не предусматривает уставку несрабатывания мгновенного расцепителя? Тогда как ГОСТ 50030.2 четко определяет: при 80% уставки не должен сработать, а при 120% должен.
Что если автомат не подходит по току КЗ, и заменить его на менее мощный мы не можем т.к. ток нагрузки высокий. Например на одной из ТП получили следующие значения с помощью прибора ИФН-200 (замеры производились в конце магистральной линии) I=172A Z=1.28 R=1.14 X=0.58 угол Ч=27’ U=232В.
Автомат установлен на 160А категории А., зимняя нагрузка 140А, летняя 75А, протяженность линии 870м. Что делать в такой ситуации?
Анатолий, остается вариант увеличения сечения линии (кабелей, проводов).
А если разделить магистраль на 2-е линии? Соответственно ток нагрузки уменьшится в 2 раза, номинал автомата тоже. Ток КЗ останется приблизительно таким же.
Анатолий, если такая возможность есть, то вполне хороший вариант. Но если у Вас изначально магистраль была проложена двойным проводом, то при разделении у Вас токи КЗ уменьшатся, т.к. уменьшится сечение жил, а значит есть вероятность, что петля снова «не пройдет».
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой автомат поставить на скважинный насос Водолей 2000 Вт. Номинальный ток 9,2 А. Проводка 1,5 (сам мерил получилось 1,3-1,4 мм2). Проводка в гофре 10 м, потом 10м в земле и потом 80 м в скважине. Сам склоняюсь к 10А автомату тип «С», но не знаю не будет ли выбивать при пуске. Какой пусковой ток может быть при пуске такого насоса. Если до 50А то автомат на 10А должен справится.
Большим вряд ли будет- и длинная линия, и небольшое сечение. Найдите, если не сложно токовые клещи, стрелочные- они нагляднее и измерьте ток пуска.
Владимир, надо считать. Я считать по формулам не умею, просто заглянул в одну табличку, где указана максимальная защищаемая длина кабеля в метрах для С-характеристики (10×In), медная жила 1,5 кв.мм.
Так вот, согласно этой табличке, для автомата С10 с кабелем 1,5 кв.мм. максимальная длина 89 метров. И это для системы 3×400 Вольт без нейтрали. Для 230 Вольт коэффициент 0,58 и, соответственно, длина кабеля уменьшается до 51 метра. А у Вас 100 метров.
Коэффициент К2 (0,58) введён, теперь можно ввести К1 (характеристика автомата). Для В-характеристики К1 = 2 (51м × 2 = 102м), для D-характеристики К1 = 0,5 (51м × 0,5 = 25м).
То есть, получается, что Вам нужно что-то изменить — или автомат с характеристикой В10, или кабель 2,5 кв.мм. если автомат С10.
* * *
Это если я правильно понял табличку. Вообще, она англоязычная, а я не спец по электрике. Раскопал в сборнике толкований для модульки GE, что-то типа «Elfa technical».
Считать тут нечего- для начала неизвестно реальное, а не написанное сечение проводов. Измерять падение напряжения и ток, или считать при известном активном сопротивлении, тот же чайник, например. А потом и АВ выбирать по ВТХ.
Владимир, в первую очередь нужно определить для себя падение напряжение на линии в месте присоединения насоса. Нагрузка 10 (А) и при такой длине кабеля и сечении падение может быть существенным. Есть формулы расчета или программа Электрик по расчету падения (на сайте у меня выложена), можете посчитать! По автомату, вполне будет достаточно С10, но если пуск уж действительно происходит в тяжелых условиях, то D10. Но при этом линия должна быть точно не 1,5 кв.мм, чтобы соблюдалось условие срабатывания автомата в случае КЗ.
«… Я продолжу начатую тему и сегодня на очереди время-токовая характеристика типа С. Это, наверное, одна из самых распространенных и применяемых характеристик в жилом секторе, хотя порой ее применение не всегда оправдано …»
* * *
Заглянул на Voltimum.uk, там статьи, обсуждают изменения в британских «ПУЭ» 2018, внесённые прошлым летом.
В-характеристика там названа «типичной» для жилого сектора. Я так понял, что В у них там общий случай. Или что-то типа нашего «.., как правило, …», т.е. ставим В, а если не В, то на это должна быть причина.
* * *
Вот картинка ещё с Voltimum, с объяснением почему УЗО при обрыве нуля в этой схеме не сработает, т.к. нет дисбаланса.
Что-то я не пойму — а к чему тогда споры «электронное УЗО vs электромеханическое»? Типа электромеханическое всегда сработает при обрыве нуля. А вот так, оказывается, не сработает.
Настолько подробного и обстоятельного разбора время-токовой характеристики я еще не встречал. Глубокий поклон и уважение автору данной статьи. Спасибо Вам за Вашу работу
Геннадий Иванов, спасибо.
Добрый день. С интересом прочитал статью, т.к. сейчас выбираю сечения для своего дома. Но вот что не могу понять. Для провода 6 мм2 указан ДДТН 42 А и рекомендован автомат на 32 А. При этом ток 1,45*I будет составлять 46,4 А, что приведет к перегрузу на 10%. Не будет ли логичным в этом случае опустить номинал автомата на 1 ступень вниз?