
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
После определения рабочей и пусковой обмоток однофазного электродвигателя можно переходить к его подключению в сеть.
В качестве примера я возьму все тот же КД-25-У4 и подключу его в сеть 220 (В), согласно схемы, изображенной на бирке.
Хотел бы напомнить, что двигатель КД-25 является конденсаторным. Его обмотка статора состоит из двух обмоток — рабочей (С1-С2) и пусковой (В1-В2), которые занимают одинаковое количество пазов в магнитопроводе и сдвинуты по оси относительно друг друга на 90 электрических градусов.
Рабочую обмотку подключают напрямую в сеть 220 (В), а пусковую — в эту же сеть, только через фазосдвигающий конденсатор, который создает фазовый сдвиг между токами этих обмоток. Это связано с тем, что при включении в сеть только рабочей обмотки (С1-С2) у однофазного конденсаторного двигателя возникнет пульсирующее магнитное поле, а не вращающееся, т.е. он не запустится.
Напомню, что у асинхронных конденсаторных двигателей, в отличие от обычных однофазных двигателей, пусковую обмотку не нужно отключать от сети — она всегда включена в сеть.
Чтобы запустить однофазный двигатель без рабочего конденсатора, нужно придать ему от руки или веревки начальный момент — он запустится и продолжит вращаться в заданную сторону.
Как подключить однофазный двигатель КД-25
Итак, в клеммной коробке у нас имеется 4 вывода:
- (С1-С2) - рабочая обмотка
- (В1-В2) - пусковая обмотка
Соединим между собой выводы рабочей обмотки (С2) и пусковой обмотки (В1). Назовем его общим (С2-В1).
Теперь на общий вывод (С2-В1) и на вывод рабочей обмотки (С1) подключим питающее напряжение 220 (В).
Для пуска однофазного асинхронного двигателя КД мощностью 25 (Вт) необходим рабочий конденсатор емкостью 1,5 (мкФ).
Применять можно бумажные герметизированные конденсаторы в металлическом корпусе (МПГО, МБГП, МБГО, МБГЧ, КБП), а лучше металлизированные полипропиленовые (СВВ) переменного тока.
Рекомендую использовать конденсаторы с рабочим напряжением не менее 300-400 (В). Так будет надежней.
Теперь подключим рабочий конденсатор между выводами (С1) и (В2).
Конденсатора емкостью 1,5 (мкФ) под рукой у меня не оказалось, поэтому я подключил конденсатор чуть меньшей емкости: МБГЧ-1, 0,5 (мкФ), напряжением 750 (В).
После запуска двигателя дайте ему поработать 10-15 минут и проверьте нагрев его корпуса. Если «рука терпит», то значит все в норме и температура не превышает 50-55°С. Если же нагрев достаточно ощутимый, то нужно искать его причины. Причин может быть несколько:
- неисправен подшипниковый узел (износ подшипников, перекос при зажатии)
- завышена емкость рабочего конденсатора
- межвитковое замыкание в обмотках
Как изменить направление вращения однофазного двигателя
Чтобы изменить направление вращения вала однофазного конденсаторного двигателя необходимо изменить направление тока в рабочей или пусковой обмотке. Более подробно об этом Вы можете прочитать в статье про реверс однофазного двигателя АИРЕ 80С2. Там имеется подробное описание и монтажная схема реверса. Принцип схемы там очень прост — изменение направления тока в рабочей обмотке (С1-С2).
В данной статье я покажу Вам, как осуществить реверс однофазного двигателя другим способом. Мы не будем изменять направление тока в той или иной обмотке. Мы просто изменим угол между токами рабочей и пусковой обмоток путем переключения фазы питающего напряжения.
Изначально, напряжение мы подавали непосредственно на рабочую обмотку, а пусковая была подключена через конденсатор. При реверсе напряжение мы подадим непосредственно на пусковую обмотку, а рабочая станет подключена через конденсатор.
Переключение фазы с одного вывода (С1) на другой (В2) можно осуществить с помощью кнопки управления КУ-110111, про которую я уже рассказывал в статье про реверс трехфазного двигателя в однофазной сети.
В конце статьи представляю Вашему вниманию видео о пуске однофазного конденсаторного двигателя КД-25 без рабочего конденсатора от руки (в разные стороны) и с рабочим конденсатором, а также его реверс.
P.S. На этом все. Если есть вопросы, то пишите их в комментариях или на почту.
Здравствуйте,Дмитрий. У меня к Вам вопрос,извините, что не по теме данной статьи. На днях я расключал шкафы ПР. Кабель был медный сечением 3*2,5 и 3*4. Жилы кабеля я плавно уложил под углом 90 градусов. Работу проверил мастер,сказал что сделано отлично, но пришел другой, сказал что жилы слишком изогнуты. Так под каким градусом их гнуть? Ведь было все очень плавно и эстетично
ВячеслаFF, а почему Вы мастера не попросили сразу указать пункт правил по изгибам, заодно убедились бы в его компетентности. А вообще для каждой конкретной марки кабеля есть свои требования по минимальному изгибу, вот например, для кабеля ВВГнг (3х2,5) и (3х4) минимальный радиус изгиба при прокладке составляет 7,5 его наружных диаметров. Остается только измерить наружний диаметр, умножить на 7,5 и посчитать радиус изгиба в щитке. А вообще я не встречался лично с инспекторами, которые на это обращали внимание.
Дмитрий, добрый день. Сегодня на халтурке, я ( ставил трехфазный счетчик ) , мужик- заказчик спросил , почему болгарка всегда крутится в одном направлении? Я с умным видом рассказал ему , что обмотки двигателя , пусковая и рабочая уже конструкционно сдвинуты друг против друга, посему и крутится в одну сторону , как вилку не втыкай. Правильно ли я ему объяснил?
В болгарке, скорее всего, коллекторный электродвигатель. У него другой принцип работы.
Алексей , совершенно верно если двигатель коллекторный с обмоткой в роторе. И еще ,прошу помочь Вас разобраться , а то разведут на халтурку. Имеется КТП-160 10-6/0,4. стал вопрос о замене масла в трансформаторе.Бывший хозяин говорил , что масло меняли лет пять назад. Уровень нормальный. Нарисовались электрики с какой-то посторонней конторы покопались и заявили , что масло не менялось 30 лет. Почему блин 30 , а не 35 ? Как вообще они такое утверждают , председатель поплыл и слил им халтурку по замене масла. Неужели можно наглядно определить сколько не меняли масло. За долбало это вранье.
Спасибо за внимание.
Валера, чтобы делать какие-то выводы по трансформаторному маслу его нужно испытать на специальной установке, выяснить напряжение электрического пробоя, химический состав, примеси, посторонние включения и т.п. И только после этого можно дать точный ответ — можно его эксплуатировать дальше или нет.
Здравствуйте Дмитрий. Сегодня возник интересный вопрос у нас на летучке.В одном из садоводств , планируют поставить резервный трансформатор ТП-250 6-10/0.4. паралельно с имеющимся рабочим ТП-160. Подключать его они хотят в том случае если сдохнет 160. Ну и что же-если ТП будет стоять на открытом воздухе не подключенная длительное время , в ней образуется конденсат , ну врубят ее зимой или весной , что дальше? Как тут быть?. И еще один шкурный момент.
В Ленэнерго в сетевой компании за этим садоводством числится ТП-160.
выделена существующая мощность согласно акта технологического присоединения 128кВА , никаких дополнительных мощностей никто не просил и не выделялось. Ну допустим установим им трансформатор. Узнает об этом » Пригородные электрические сети » и что дальше ? Возьмут да запретят им иметь такую ТП. Что тут делать? Граница балансовой принадлежности находится на опоре 6-10кВ до трансформатора.
Спасибо.
Дмитрий ! Еще вопрос . На воздушной линии 6-10 кв , заходящей в тупиковую КТ , на одной из опор установлены вентильные разрядники , какого номинала не знаю . Так вот , если устанавливать резервную ТП , прокатит то что разрядники будут стоять до разветвления на резервный и рабочий трансформатор или следует установить группу разрядников на каждую ТП? Помимо разрядников на рабочей ТП защита в виде керамических предохранителей , один из изоляторов покоцан , менять или нет ?
А если двигатель китайский, маркировки никакой.
Как необходимый номинал конденсатора определить правильно? Есть формула?
Доброго времени суток.Тут у меня такая проблема,подключил старенький электродвигатель кд-30(по той же схеме что вы показали)без конденсатора.Когда подключаю-гудит,но при попытке его завести,сильно сопротивление…
В чем может быть проблема,и как её решить?
спасибо за статьи с их помощью все заработало,сайт просто супер
Здравствуйте,Дмитрий.Возникают сомнения в работоспособности схемы реверса однофазного двигателя с помощью кнопки управления КУ-110111.В данной схеме вы рекомендуете подключать пусковую обмотку непосредственно в сеть, а рабочую через конденсатор. В данном случае длительная работа двигателя чревата последствиями. Короче-сгорит из-за перегрева обмоток. «Аномальную» работу двигателя вы демонстрируете на вашем видео.Обратите внимание на звук работы двигателя при вращении против часовой стрелки! Нормальный двигатель так не рычит.
Fraktalis, схема в этой статье относится только к однофазным конденсаторным двигателям. В отличие от обычных однофазных двигателей, у конденсаторного двигателя пусковую обмотку не нужно отключать от сети — она всегда включена в сеть.
Здравствуйте!.а если сделать переключение не фазы с вывода с1 на другой в2, а вывод конденсатора с С1 на В2. Изменится направление вращения?
Дмитрий день добрый! Очень рад что нашел то что мне нужно СПАСИБО.У меня есть к вам вопрос.Есть двигатель УЛ-062 У4 на шильдике написано 50гц. 127/-110. 3/2,75а.cos-0,83.180вт. 5000об.мин.Как подключить такой двигатель к 220в. Нашел статью в Журнале Радио №6 2004г где на примере двигателя РД-09 описывается подключение с помощью конденсатора но какой конденсатор нужен для УЛ-062 непонятно.Очень прошу вас помогите решить проблему .Пробовал с помощью тр-ра но он сильно греется а более мощный ни где не могу найти.Александр.
Имеется такой же двигатель кд 25 у4, как определить какие С1, С2, В1, В2. На проводах нет обозначение тока 2 красных и 2 синих, спасибо.
А все нашел, не заметил сразу.
Схема с реверсом не правильная.
У этого двигателя пусковая и рабочая обмотки имеют разные характеристики, сопротивление, количество витков, сечение. И использовать пусковую вместо рабочей, не допустимо. Двигатель будет работать не в режиме, и быстро выйдет из строя из-за перегрева.
Александр! В тырнете УЛ-062 значится как коллекторный, да и сам шильдик говорит про это — обычный, синхронный/асинхронные мотор выше 3000 об/мин в принципе не обеспечит.
Реверс двигателя такого типа возможен двумя способами
- менять местами выводы рабочей, либо сдвигающей обмоток.
Делается это переключателем на два или лучше- три положения и два направления.
Здравствуйте! Есть двигатель КД-30-у4. Скажите возможна ли его переделка для подключения в 3х фазную сеть 220в ?
Serhio6223, а какой смысл в переделке. Если у Вас трехфазная сеть с линейным напряжением 220 (В), хотя это редкий случай в быту, то и подключайте его между любыми двумя фазами.
Спасибо большое за статью очень все наглядно и познавательной!
У меня есть не большая циркуляра, от дедушки осталась. Двигатель не мощный, но для бытовых нужд подходит. Какая мощность двигателя не знаю т.к. на нём ни чего не написанной. В коробке стоят 6 конденсаторов 400в 10 мкф каждый или общее не пойму! Вопрос у меня такой к вам — Как подключить двигатель + конденсат я понял, но проблема в том, что у меня ещё стоит магнитный пускатель от него идут на двигатель 2 провода и куда их воткнуть не пойму. Я в электрика не силён только не давно стал вникать! Я подключил размышляя логически. Но образовалась проблема, при запуске на холостом ходе двигатель разгоняется, но как только я одеваю ремень на вал двигателя ему как будь-то не хватает мощности. Может не правильно подключил провода? Помогите пожалуйста, а то скоро весна начнутся дачные заботы, а без циркуляра не куда.
Если не знаете марки двигателя, напишите хоть, сколько там выводов, иначе гадалка будет длинная.
Из двигателя выходят 4 провода и на двигатель 4 провода
4 провода могут быть при однофазной схеме с двумя обмотками, а может быть трехфазная схема со звездой. Берите тестер и разберитесь сначала. Будет или две независимые обмотки- рабочая с меньшим сопротивлением и сдвигающая/пусковая и большим. Или же там будет три одинаковых сопротивления относительно одного, общего провода. О пускателе пока забудьте.
Нашёл пусковую и рабочую, а вот с какими их проводами соеденить не знаю
Если вы спросили о сечении, то хотя-бы 1,5 мм.кв, если о марке- это вам уже решать и смотреть на рынок/магазин/сусеки домашние.
Спасибо я все подключил методом тыка
имеется Однофазный синхронный двигатель сд-09м
из него выходят 4 провода.
сопротивление на 1-3 (343 Ом), на 2-4 (69 Ом).
что с чем и к чему цеплять конденсатор.
спасибо.
Набираете в поисковике СД-09, там тыща схем.
Спасибо, шикарная статья, у меня тоже есть такой двигатель, после прочтения вашей статьи тоже захотелось сделать из него что-нибудь. К сожалению на моем экземпляре не сохранились бирки начала и концов обмоток просто выходит два синих и два красных, есть разница как подключать их ???
я это делал в первую очередь.
но все дело в том если подключать по схеме, то потребление тока в два раза больше заявленной.
В каких магнитофонах применялся двигатель КД-25?
В бытовой КД-25 применялся, в магнитофонах- а х/з?, разве что в совсем древних. Чаще в катушечных были КД-6 и т.п.
Дмитрий, не помню уже. Разбирали как то старенький катушечный магнитофон. Вот оттуда и сняли двигатель.
Здравствуйте, подключил двигатель по схеме с реверсом. Но при вращении в одну сторону мощность и обороты хорошие(как и должно быть), а в другую намного слабже. В чем может быть причина???
Андрей, какой двигатель и как включали? Рабочую и фазосдвигающую обмотки не перепутали при реверсе?
Добрые сутки. Благодарю за статью, помогла подключить двигатель АДП-362 механизма МЭК-10К.
Спас положение самый квалифицированный и опытный сотрудник электрослужбы — проходя мимо и всего на мгновение бросив взгляд на предмет учёного диспута, он глубоко затянувшись сигаретой, вместе с дымом выдохнул — «Автотрансформатор…». Дальше помог Яндекс.
Оффтоп.
362-й требует 110V, питается от трансформатора, установленного в корпусе МЭКа, но на этом трансе никаких обозначений нет, зато есть девять выводов. Проведя часок раздумях, я (КИПовец) решил обратиться к соседям по цеху (электрикам). Через минуту трансформатор единодушно был признан понижающим, через ещё 10 минут мозгового штурма — унижающим
Стыдно, стыдно ><
«Свое дело для каждого, и каждый для своего дела»
приветствую! вопрос такой. имеется однофазный конденсаторный двигатель. если не подключать пусковую обмотку вообще и запуск производить вращением вала с последующим подключением рабочей обмотки к сети. двигатель нормально работает. в это время на пусковой обмотке образуется напряжение, и оно даже больше чем сетевое (порядка 260-270 в). можно ли подключить к этой обмотке потребитель (лампа накаливания через тиристорный регулятор). что будет происходить с двигателем? не вредна ли работа двигателя только на одной рабочей обмотке? понятно,что можно подключить лампу и напрямую к сети, но просто интересен этот вопрос для общего развития
1- о том, что мотор, в т.ч. и трехфазный, можно запустить вручную, без доп. усилий, в нужном направлении, писалось давно, а известно еще дедам.
И таких моторов есть- с кратковременным подключением пусковой обмотки или реле, или кнопкой, есть много. Первый пример- старые стиралки и все холодильники. И даже вентиляторы китайские. И направление и момент на валу там обеспечиваются конфигурацией магнитопровода.
2- без предусмотренного схемой и конструкцией фазосдвигающего конденсатора пуск и работа возможны, но момент на валу будет меньше.
3- то, что вы измерили есть всего лишь ЭДС, наведенная в другой обмотке, подключите лампу и посмотрите, что останется. Она, как правило, мотается более тонким проводом и вряд ли с нее много полезного выдавите, а вот влиять на работу мотора будет.
Пробуйте. В любом случае с этой электромашины вы не получите больше, чем она потребляет, нет еще таких.
Схема управления ледовым прожектором дистанционно. Двигатель М2 отвечает за вертикальное положение. Тип astro motor ASM86 1-230. Четыре провода из корпуса. Земля, общий провод, и ещё 2 соединённые конденсатором 1,5 мФ, все для управления «путем переключения фазы питающего напряжения» как у Вас. Ставим контроллер в положение вверх а он едит вниз, ставим стоп и опять вверх, а он едит вниз. Получается что при пуске он в случайном порядке сам решает куда ехать. Не могу понять причину.Может нужно двигатель менять и что-то в обмотках?
Если прожектор реагирует на манипуляции с управлением, мотор зачем менять? Начните с правильности подключений. Схема малочитабельна.
Погода испортилась, на мачте много не посидишь. Разрабатываю план что смотреть когда залезу. Влияет ли если L и N поданы неправильно в схеме реверса путем переключения фазы питающего напряжения. П.С. Спасибо за ответ и Хочу сказать, что у Вас всегда можно найти много интересного и отлично расписанного материала. Большое Спасибо!!!
По вашей картинке сложно что-то советовать, трудно переснять покрупнее?
Подключение ЭД.
Джойстик управления
Питание
Прожектор
Здравствуйте ! Подскажите, два двигателя однофазные, подключены параллельно, суммарная мощность 2.4 квт — глуб насос 63 водолей и вод.станция включаются ч/з контактор от ИЕК КМ 20-20. Так станция которая наверху при сработке автоматики через контактор включается с задержкой 2-3 сек., т.е. двиг гудит а потом только начинает крутить. Вопрос — в чем может быть проблема ? Может емкость с насосной станции задействуется на водолей и надо добавить ?
Емкость имеется в виду конденсатор
убрал нижнее давление на насосной станции до 1 ат. и все наладилось
Спасибо за статью
Добрый день!
Извините меня, но вашей статье дана схема запуска электродвигателя на рисунке правильная. А при реверсе электродвигателя необходимо поменять начало и конец пусковой обмотки местами.
О какой по счету схеме речь? Для реверса мотора можно менять питание и на рабочей, и на пуско-сдвигающей, не важно, главное- относительное направление векторов поля обмоток.
Добрый день. Помогите пожалуйста собрать в схему три возможных варианта включения в сеть ~220В двигателя с расщепленными полюсами. Это ел.двигатель с вентилятора Орбита 5М.
Сопротивление каждой обмотки 125 Ом. Условно обозначил начало обмотки 1.1 и конец 1.2 и т.д. а также выводы до пакетного переключателя от 1 до 6. На фото видно.
Как скомбинировать эти выводы (1+2+3+4+5+6) чтобы получить разную угловую скорость?
Вот это пакетник с этого двигателя. Работал на 3 положения. Извините, что немного не по теме, нашел самую приближенную. Практически не инфы по ЕД с расщепленными полюсами. Спасибо
это ни чего что в вашей схеме включения реверса обмотка пуска становится рабочей а рабочая пусковой????
Странно. И никакой реакции… Ну уж только ленивый не указал на ошибку при подключении в режиме реверса. Уважаемый автор, Вам что плевать? Или Вам лишь бы побольше отзывов? Не вводите в заблуждение посетителей, они пришли сюда за советом. Подключаете пусковую обмотку на реверсе напрямую в сеть???… Долго такой двигатель проработает?!
И почему не хотите исправить ошибку?
Видимо хотите, что б о Вашем сайте были отзывы, как о вводящем в заблуждение.
В данном моторе такой режим, ну разве что мощность на валу упадет, нисколько не смертелен, я для многих есть норма.
Разница в колич. витков и диаметре провода обмоток позволяет применять его безопасно для обмоток, все зависит от назначения. Если это небольшое настольное точило с камнем до 100 мм, то работает он годами. Если тащить вагонетку, таки не потянет.
Здравствуйте. У меня такой же кд25 , подскажите каким сечение должен быть питающий кабель и есть ли вариант изменения частоты вращения.
Заранее спасибо.